среда, 17 октября 2012 г.

Выставка акварелей Наны Бяковой закружит с 19 октября

Вторая персональная выставка работ Наны Бяковой (в этот раз уже не в рамках фестиваля, а по приглашению галереи), подтвердила наши ожидания дальнейшего и скорого творческого роста. Более того, новая выставка отличается большей визуальной и концептуальной целостностью: выбран очень сложный, но удачный для данного типа работ, формат, в искусствоведении именуемый «тондо», а по-человечески – круг, который стал объединяющим визуальным ходом и послужил основой для названия всей выставки. Хотя последнее продиктовано не только этой специфической формой организации визуального материала, но вполне обосновывается концептуально

Если на первой выставке художница выступала как «человек, изображающий то, что видит внутри себя» и работы носили сновидческий характер, то новая выставка вполне может восприниматься как выход вовне. Емкие и лаконичные изображения, ясные и простые по композиции и мягкие по колориту, часто ироничные по содержанию, кажутся своеобразными визуальнымиафоризмами: в них, как и в афоризмах вербальных, констатируются самоочевидные и актуальные вещи, на которые мы часто не обращаем внимание. Как известно, афоризмы несут важный, если не для всех, то для многих, смысл и мгновенно достигают сознанияадресата, что и обеспечивает их неугасающую славу и популярность. То же происходит и с работами Наны – они

просты и выразительны и содержат также и вербальные высказывание, чей смысл дополняется или углубляется изображением. Даже техника акварельной живописи «а-ля прима», предполагающая быструю и безошибочную работу с материалом, отсылает к афористичности этих работ – метафора стремительной работы ума, порождающего емкое высказывание. Присутствие же надписей на работах указывает на другое глубинное родство – графики (а акварель считается сущностно графической техникой) и письма, которые в незапамятные времена произошли из одного источника и до сих пор идут рука об руку в качестве текста и иллюстрации к нему (редко какую историю иллюстрируют масляной живописьюJ).

Что же касается названия выставки, то вот это «кружусь» можно рассматривать икак оглядывание вокруг и подмечание неявных, но важных вещей: красоты в том, в чем мы не догадываемся ее видеть (синяки на ногах), предсказуемость одиночества при удалении на «свой остров», неизбежность утраты целостности формы при переходе материи в энергию (некрасивые съеденные груши). И вещи, подмеченные художницей, конечно же, важны больше для женщины, но то, что важно для женщины, важно и для Бога. Поэтому Нана очень естественна и убедительна в своем глубоко женственном искусстве.

И, помимо всего упомянутого, кружение/оглядывание вокруг – это пролог к выходу на новый уровень, поиск правильного пути, чтобы поскорее туда попасть, ведь у автора для самой себя есть предсказание: «Im a big fish and I need a boundless ocean».

Александра Филоненко, искусствовед


 



Комментариев нет: