середа, 27 грудня 2017 р.

Художник - не простой транслятор

Признайтесь: много ли вы знаете о труде художника или самих художников?
Магия проявления на белом - изображения, завораживает.
Заметил, это происходит непроизвольно, но у меня время от времени появляются приятели с художественным даром, жизнь нас сводит и разводит. Но и спустя годы, глядя на холст - воспоминания захлестывают. С Надежой Пинчук я познакомился на записи новогоднего телевизионного шоу лет 5 назад и уже минут через 40, рассмотрев на телефоне фото ее работ, понял что не рядовой художник встретился. Состоялось несколько Надиных выставок, чуть лучше узнал мастера и "созрел" чтобы поделиться ее мыслями и даром с читателями. Решили начать с интервью, которое сдобрено ее работами. Они стоят того, чтобы радовать глаз.


- Когда ты стала рисовать? Что или кто способствовал проявлениям художественного дара?





- Мама мне рассказала, уже когда я закончила художественное училище, что я в два года от роду нарисовала рожицу человека с настроением. Для моих родителей это был самый красивый рисунок из всей группы детского сада. Потом родители проверили мои способности в танцах, у концертмейстера моей тети – оперной дивы, занималась и английским – делала успехи. До общеобразовательной школы отвели меня к художнику Пономареву, он сделал вывод, что я имею талант к рисованию. Стала заниматься у него. А с 8 лет пошла в художественную школу. С тех пор я в профессии.


- Какие техники - любимые, а какие и почему даются с трудом?



- Сейчас осталась одна техника в творчестве – холст, масляные краски. Самая сложная в освоении, но имеет возможности передать все богатство материального и воздушного мира. Другие краски, как акрил, темпера - матовые, их хорошо применять в монументальной живописи – росписи. Возможности для холста ограничены, так как картина получается декоративной, пространство условно. Я совсем не график. Штудии – академический рисунок выполняла с удовольствием карандашом. А вот мягкие материалы, как уголь, сангину не успела прочувствовать. Есть в мыслях вспомнить навыки работы с акварелью.


- Сколько лет должен учиться основным техникам художник?

- Во французской академии художеств, возьмем 18-19 вв. учились 15 лет мастерству. Карл Брюллов ходил учиться рисовать в класс к своему отцу при академии художеств с 5 лет, в 17 он был прекрасным рисовальщиком. Так и получается, чтобы развить понимание формы, научиться компоновать, изучить всю анатомию, видеть как рентген, научиться держать тон, ощущать цвет - 15 лет и надо. Потом с таким мастерством ничего не страшно, можешь браться за любые холсты и темы. А когда недоучка, то свое неумение прикрывают – я так вижу. Конечно же, так как художник видит то, что знает. Чем больше знаний и умений, тем убедительней и крепче картина.



- Может сегодня художник реализовывать себя в дизайне? Как держать себя в тонусе, если нет заказов?


- Очень многие мои коллеги перешли в дизайн. И прекрасно себя там реализовывают, главное найти, с кем сотрудничать. Одну знакомую одесситку по знакомству пригласили в дизайнерскую группу крупного застройщика, где она прекрасно справляется и зарабатывает. Живопись осталась в стороне. Если имеешь академическое образование, знание композиции, цвета, то выучить материалы, текстуры и т.д.не сложно, просто надо немного поработать.

У настоящего художника всегда хватает творческих идей для воплощения. Поэтому, когда нет заказов, то работаешь над своими задумками. И для художника всегда счастье, когда покупают его творческую картину, когда поняли его настроение, переживания. Когда не надо подстраиваться под вкус заказчика. Хотя, как ни странно, все произведения Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля и многих великих – это все заказы. Микеланджело говорил, что в голове созрел прекрасный эскиз, но он линии не проведет без оплаты. Большие деньги подстегивают придумывать неординарные вещи. Тут же вспоминаю слова И.Е.Репина о Третьякове, что без него художники исписались бы на халтурах, зарабатывая себе на хлеб, а так была возможность писать, что хочешь за большие деньги. Так передвижники достигли высочайшего мастерства. И в наследие – прекрасный музей.

- Ученики. Это благо или вынужденная реальность? -- Чему и как ты учишь молодых, начинающих?

- В 2005 году меня пригласили преподавать живопись тогда в училище культуры, сейчас колледж культуры. Я попробовала и почувствовала себя, как рыба в воде. Я же тоже была студенткой, знаю переживания, чаяния, старания студентов. Они со мной советовались по любым жизненным вопросам. Было очень интересно. Потом я вынуждена была заняться заказами, заработком, оставила училище. Вернулась через года четыре в Николаев. Стали проситься заниматься дети знакомых. Успехи с учениками продолжаются: в этом году в университет дизайна в Киеве на иллюстрацию поступила девушка. Сейчас пришла подготовиться в вуз еще одна ученица. Детки маленькие 7-10 лет приходят. Успехи радуют, как свои. Не зря потрачено время. А потом видишь их глаза, когда работа получилась – как на чудо смотрят, на пустом листе появилась форма, объем, материальность. Я точно знаю, кому я изменила судьбу, и кто мне благодарен. Поэтому – благо. Когда-то я тоже нуждалась в хорошем учителе. Без учителя в жизни не стать профессионалом. Учу азам, правилам, композиции, пропорциям. Для малышей это завуалировано. Взрослым спуску не даю, стонут, но переделывают. Сейчас модно бесконечные мастер-классы, где определенным размазыванием краски получается за 2 часа картинка, и народ довольный идет домой со своей картинкой. А когда захочет сделать сам – вот тут и ловушка, знаний то нет. Я даю знания, умения, с помощью которых будущий художник сможет самостоятельно работать.



- Что со свободой художественного самовыражения? Тебе хватает? Может что-то ограничивает?


-  В наше время полная свобода выражения. Обычно художника ограничивает материальная база. Вспомнила Н.И.Крамского, который всю жизнь писал заказные портреты, зарабатывал на мастерскую, где напишет 15 метровую картину. Построил в Крыму, но заболел, ушел из жизни. Картина осталась только в эскизах. Такое положение дел печалит. Много учишься, трудишься, а отсутствие возможности воплотить задуманное огорчает. Есть в истории искусства такой парадокс – наивысшего развития оно достигало в тиранических, деспотических, диктаторских государствах и режимах. Экономическая стабильность и государственный заказ – вот ответ. Художник занят только профессией, ему не надо тратить драгоценное время на поиск заказов, искать покупателей. Мне не хватает знаний по мироустройству, я ищу ответы, понимание себя в этом мире – созревающие темы для будущих картин.

- Как ты думаешь могли бы художники и органы местного самоуправления сотрудничать? В чем? Формы?

- Сотрудничество. Во многом обращаются к художникам. Музеи - профессионально оформить, картины продать в помощь бойцам АТО, картины подарить для благотворительных аукционов, да и просто городские выездные выставки союза художников – это поддержка духа и культуры в городе, формирование вкуса. Хорошо бы властям понять, что у нас можно сделать собственный Париж, начать с музея современного искусства. Выделить деньги, закупить картины, сделать заказы на скульптуру для музея. Чтобы это было круто, было чем гордиться. Пройдет немного времени, и наши картины – уже история, которая сделает славу городу.
Все уходит, культуру и искусство надо сохранить. Ведь не дураки же были, кто скупал произведения искусства для Лувра, Эрмитажа, Прадо, Дрезденской галереи и т.д. Это всегда интеллектуальный и материальный запас страны.


- Важно ли "окультуривать" соседей или выставки нужны только членам художественного цеха?

- Во все времена произведения искусства формировали вкус, эстетику в обществе. Чем выше профессионализм художника, архитектора, скульптора, музыканта – тем качественнее экстерьер пространства, его наполненность, что несомненно влияет сначала на восприятие через глаза, а затем откладывается в подсознании. Директор художественного музея им. Пушкина (который построил и собрал коллекцию - отец Марины Цветаевой), так вот директор И.Антонова говорит, что если ребенок с детства посещает музеи, ходит в театры, тогда он и понимает произведения искусства, ощущает их, формируется эстетический вкус, иначе не будет. Мой учитель народный художник Украины М.А.Ряснянский рассказывал такую историю, что после 2-й мировой войны по радио всегда транслировали классическую музыку. Ехал он домой на крыше вагона, идет темным переулком, смотрит еле-еле передвигается изрядно выпивший мужчина и поет: "смейся , паяц, над разбитой любовью" ( опера «Паяцы»). Вывод такой – какая среда – такой и культурный уровень. Как детей учат с детства ходить, держать ложку и т.д.

Вспоминаю слова своих зрителей. Всегда благодарят за радость, свет, солнце в картинах, за светлое настроение, за тепло на душе, за желание жить – это ответ надо ли людям искусство.


- Почему портреты у тебя очень близки к фотографии?


- На фотографиях один и тот же человек выглядит по-разному. Я стараюсь уловить не только внешнее сходство, а передаю внутреннее и психологическое состояние человека, его характер. Поэтому и кажется, как на фото. На самом деле, работа намного сложнее. Наблюдаешь за человеком, в каких движениях, ракурсах, поворотах, мимике он больше всего раскрывается, придумываю колорит, раскрывающий образ. Максимально использую все средства выражения. Иногда вижу модель, подходящую под задуманную картину, усиливаю пластику, меняю пропорции, выражаю конкретней достоинства – а люди видят себя, и говорят – как ты меня уловила. Развивать чувства красоты, пластики, пропорциональности, композиции, пластики надо с детства

- Можно ли развить/воспитать художественный вкус у людей? Что для этого надо сделать?

- Немного ранее я ответила, как развивать вкус у людей. Могу еще добавить, что необходимо посещать различные студии: рисовальные, музыкальные, пробовать петь, писать стихи – так развивается чувство гармонии и понимание, как сложно создать произведение, освоить средства выражения, да просто от руки провести ровную линию, точно попасть в цвет очень сложно, годы тренировок. Тогда мы не услышим отзывы – ой, что такого, я тоже так могу. Моя профессор по искусствоведению А.В.Заварова говорила, что живопись, ее тонкости может понять только подготовленный зритель со сложными ассоциативными цепочками. Вот о чем «Девочка с персиками» В.Серова? Здесь нет литературы, только – красота и гармония живописи.


- Твои любимые сюжет? Рисовала ты на Библейские темы?

- Сюжеты любимые не надуманные, а из самой жизни. Поэтому я и пишу детей, близких, дочку много писала, пока она росла, балет удивляет своей пластикой, благоухание цветов , красота и разнообразие пейзажей всегда привлекает, увлекает портрет с задачей раскрыть чувства человека. Поэтому я и не пишу на библейские сюжеты, это было давно, у меня не было живого общения, можно придумывать, моделировать, что переживали и как мыслили люди в то время. Но мне интересней живое общение, когда дети во дворе меня встречают и спрашиваю, когда я их снова буду писать. Я их чувствую, пусть им 3, 4 года, 5 лет, или уже 11. А какие обиды бывают – сестру написала, а вторую нет, год со мной не здоровалась. Потом я реабилитировалась, написала двоих сестричек «Казки у лопушках». Была прощена и помилована.

Вообще, я была на реке Иордан. И у меня есть этюд с места крещения, когда наши девушки 19 января на крещение окунались в воды святой реки. Пока остается живым этюдом, но опять таки, современные события. Есть и пейзажи, привлек непривычный серебристый колорит растущих по всюду оливковых деревьев и эвкалиптов. Пока в историю меня не тянет.

- Сколько ты за свою жизнь нарисовала? Копии своих же работ делаешь? Всегда ли они отличаются - от настроения или других факторов.


- Правда не считала. Можно представить в среднем в год, надо еще и заказные вспомнить, предполагаю 600-700. Я даже забываю, что на полках стоит. Все время кажется, что нечего выставить. Не помню подаренных, вывезенных за границу. Когда-то и фотоаппарата не было запечатлеть. Иногда я долго работаю. Есть художники, которые вышли на улицу, написали за 2-3 часа пейзаж и готово, у них тысячи работ. А я могу и две-три недели добиваться воздуха, света, гармонии и цельности в картине, такие себе задачи ставлю, меньшее не интересно, иначе не будет роста. Копии делаю, когда покупатель просит. Копию еще сложнее сделать. Надо войти в то состояние, каждый цветовой мазок замесить точного цвета и положить в нужное место. Есть и не точные копии, просто тема очень нравится и мне, и людям, они с удовольствием покупают, я с радостью пишу. Например, курочки – такой милый деревенский позитивный мотив.

- Самоорганизация. Нужна творческой личности? Как ты себя дисциплинируешь?


- Самоорганизация и дисциплина – важнейшие факторы для меня. Когда я пришла к М.А.Ряснянскому просится в ученицы, он спросил отличница ли я, иначе не взял бы, так как отличники привыкли работать много и упорно для достижения результатов. (я была отличницей). Над художником никто не стоит, начальства нет. Идешь и пишешь каждый день, потому что не можешь без этого. Читая воспоминания некоторых художников, отмечаешь, что у самых гениальных было расписание, иногда по часам, на быт даже не отвлекались. Только так будет качество картин, уровень мастерства, легкость кисти. Мне себя и организовывать не надо. Всю жизнь я борюсь, чтобы меня не отвлекали по мелочам, очень злюсь, когда проблемы не дают писать. Через три дня без живописи становишься нервным, ужас – драгоценное время уходит. Помню, когда меня приняли в союз художников, ко мне подошел народный художник Украины, скульптор Ю.Макушин и сказал: «Надя, ты наркоман живописи». Горит внутреннее пламя, и талант не дает покоя, все время тянет к холсту.

Мне нравятся работы Нади. И очень понравились ее глубокие ответы на вопросы. Сразу видно человека неравнодушного и не чванливого. Хотя если честно, то понимаю, как тяжело с нормальным характером жить в художественной среде.
Если будет потребность увидеть хорошее современное изобразительное искусство - обратитесь к картинам Надежды Пинчук из Николаева.
В.Головченко, фото работ из коллекции Н.Пинчук.
PS
У Нади скоро день рождения - успехов тебе и счастья!


Немає коментарів: