четверг, 9 июня 2016 г.

«ПАСТЕЛЬ. МОЯ ПЕРЦЕПЦИЯ»

В этом году в выставочных планах нашей галереи наблюдается некая симметрия – мы начинали год первой выставкой проекта «Провинция», на которой были представлены работы художника-автодидакта (то есть такого, художественное обучение которого происходилопреимущественно через самообразование) из Нового Буга Геннадия Пономаря, а завершаем так же выставкой автодидакта, выставляющегося под псевдонимом Людвиг Деч.
​Совсем скоро Людвигу (и вообще-то, это его настоящее имя, данное ему матерью, но измененное в паспорте) исполнится 80 лет. У него было несколько выставок в Николаеве и в других городах Украины, но в настоящей художественной галерее – впервые. Хотя живописи и технике пастели Людвиг учился самостоятельно, тем не менее, он получил образование, которое имеет определенное отношение к визуальным искусствам – он закончил Львовский кинотехникум по специальности художник по свету. В качестве мастера или художника по свету он работал в театрах Хмельницкого и Львова (в знаменитом Национальном драматическом театре им. М. Заньковецкой), азавершил свою «светоносную» карьеру в Николаевском государственном театре кукол. И все это время, параллельно с работой, он изучал различные техники живописи (масло, темпера) и пастель – изучал вдумчиво и у лучших мастеров (особенно французов), чьи работы он мог видеть в различных музеях. Пастель и стала его излюбленной техникой, потому как в отличие от масла не тускнеет со временем и не требует соблюдения трудоемкой последовательности нанесения красочного слоя как темпера. Уникальные свойства пастели дают ощущение свежести даже от старых работ, которые кажутся только что созданными, и позволяют достигать своеобразного «сфумато», делающего работы особенно лиричными и нежными.



​Излюбленными жанрами Людвига являются портрет, натюрморт и в особенности пейзаж, который и превалирует на данной выставке. Пишет свои работы он преимущественно по памяти или с выполненных на пленэре этюдов. География его пейзажей достаточно широка – от Чукотки, где он побывал в качестве члена геодезической экспедиции, до Соединенных Штатов Америки, куда он ездил с визитом к дочери и посмотреть знаменитые американские музеи (Метрополитен, Вашингтонский и Филадельфийский музеи). Украина также приставлена – и Запад (Карпатский регион, Львов) и, собственно, Юг.

​При создании работы, особенно пейзажа, главным для художника является передача ощущения, яркого эмоционального переживания от увиденного, как в его замечательной работе «Вечереет в Вашингтоне», в которой художник попытался воссоздать атмосферу вечернего города, в которую он погрузился, выйдя из музея. Хотя большинство работ написаны по памяти или со старых этюдов, их нельзя назвать «сконструированными», как часто бывает в таких случаях; художникпытается создать иллюзию среды – «чтобы человек почувствовал, что он может туда войти, как в лес». Вследствие этого работы получают дополнительное измерение – это не просто пейзажи, но некие истории-переживания об этом пейзаже: вот полярная ночь – прекрасная и суровая, в снегах которой единственная надежда – теплящийся огонек в окошке одинокого жилища, либо же это четыре дерева в Пенсильвании – словно четыре таинственных существа, застывших на границе мира людей и мира природы, или же ясное утро где-то в Карпатах с его золотым светом и идиллией остановившегося времени.
Спецификой подобного творчества является искренность эстетического переживания, которое, при достаточном уровне владения художественной техникой, позволяет художникам-автодидактам создавать работы лирические и эмоциональные, которые всегда вызывают сопереживание у зрителя.

Александра Филоненко, искусствовед











ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФИРМЫ «КРЕДО»


Комментариев нет: