четверг, 6 декабря 2012 г.

Вариации Бирючий «взгляд с одной стороны»


Первая в Николаеве выставка арт-группы «Жетон», основанной в 2008 году, в составе Евгения Фоменко и Антона Лысикова, закрывает 2012 год. Предложенный к экспозиции в нашей галерее проект стал реакцией на участие в симпозиуме Современного искусства «Бирючий 012. Четвертое измерение», который уже седьмой год подряд собирает на полуострове Бирючий на Азовском море украинских и зарубежных, известных и начинающих художников, представляя собой специфическую творческую лабораторию. 
Серия живописных работ, выполненных на Бирючем и под влиянием пребывания в этом месте, представляют собой некоторые визуальные размышления о месте и времени, а также о природе самого искусства и его границах. Сюрреалистический модус визуальной реализации, сочетающий реалистичность изображения и абсурдность в подборе предметов изображения 

и среды, вызывает ощущение остраненного узнавания, подобно тому, как кажутся нам странными знакомые предметы и люди, появляющиеся в наших сновидениях. Этот эффект, с одной стороны снимает актуальный уже второй век и с трудом разрешаемый конфликт между «я так вижу» художника и зрительскими ожиданиями, упорно настроенными на узнавание предмета изображения, ибо все выглядит «как должно» - люди людьми, холодильники холодильниками. Однако этот же сновидческий эффект вызывает провокацию зрительского восприятия, неизбежно задающегося вопросом «про что же картины?», ибо на этих работах, как и в сновидениях, холодильники хоть и выглядят холодильниками, но таковыми сущностно не являются, они не равны холодильникам из обыденной реальности. И тут возможен следующий ответ. Состояние современного искусства, в каких бы формах оно себя не проявляло – от акций и видеоарта до живописи, как в данном случае, предполагает его саморефлексию, то есть размышления о самом себе, своей собственной сущности. И первый план подобных размышлений в данных работах самоочевиден и стал уже даже общим местом в искусстве ХХ-ХХI, а именно анализ схожести механизмов творческого акта и сновидения. Здесь словно бы показано как рождаются и живут образы в нашем сознании, легко совмещающем несовместимое, осуществляющем мгновенные, часто логически немотивированные смысловые переходы (ибо они строятся на внутрипсихических ассоциациях) и склонного к визуальной гибридизации. Ярчайший пример такой визуальной гибридизации – работа «Сцыкуны», на которой два обнаженных купальщика, стоящих по колено в воде, соседствуют с водолазом, пробивающимся через взломанный лед. 


Однако сюрреалистический визуальный модус часто актуализирует ироничный смысловой. И в работах этой серии мы имеем его проявление в полной мере: художники не устраивали на Бирючем акций и не делали инсталляций, они все это изобразили на своих полотнах. Отсюда получаем ироничное НЕ-вторжение в пространство, не остранение реальности в реальности, чем заняты сейчас многие художники, работающие с реальным пространством. Остранение в данном случае происходит во вторичной (и без того уже остраненной) реальности живописного полотна, через внесение в реалистично изображенное пространство реалистично изображенных абсурдных ситуаций и предметов. И получаем пресловутый симулякр симулякра. Но чем, собственно есть искусство как таковое, если не манифестацией психической картины реальности отдельного художника, то есть тем же симулякром симулякра по сути? С реальностью, как она сама по себе есть, не имеет ничего общего ни наше представление о ней, ни тем более искусство, порожденное этим представлением.

Александра Филоненко, искусствовед

Авторская концепция

Это некоммерческий проект на территории Украины, место, где не продается правый нижний угол. Здесь рождается новое искусство...

Название и сам замысел проекта "взгляд с одной стороны" родился в этом году. Мы не делали живописных работ, графики, скульптуры, не метались в поисках места для инсталляции, а наблюдали и анализировали процесс со стороны. Отметили для себя несколько фактов. Приезжающие метры со всей Украины со своими тараканами, с огромным пафосом и ценником на лбу, после двух трех дней понимают, что их заготовки здесь не работают. На контрасте выступают, спонтанные в некотором смысле наивные, но качественные произведения искусства, сделанные на месте. Большой интерес вызвало общение с детьми присутствующими на базе, а главное их реакция на коллективное творчество. Дети очень искрение, их не интересует имя автора. Важно лишь наполнение и энергетика произведения.

Бирючий - мощная школа разнообразного искусства: живописного, медиального и т.д. Здесь все равны, как молодое, так и взрослое поколение художников.


Комментариев нет: