четверг, 2 августа 2012 г.

ОБЩЕСТВЕННИКИ БЕРУТ ПОД КОНТРОЛЬ ОКАЗАНИЕ УСЛУГ

В малом зале горисполкома прошел «круглый стол» с участием представителей департамента ЖКХ, активистов органов самоорганизации населения и ОСМД, членов Экспертно-общественного совета при Николаевском горисполкоме. Они обсудили проект решения горисполкома «Об упорядочении предоставления услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий в г. Николаеве», разработанный экспертами-общественниками. Документ подготовлен в рамках проекта, реализуемого Фондом развития города Николаева совместно с «Ассоциацией содействия самоорганизации населения» при поддержке инициативы Pact Inc., МФ «Возрождение» и Фонда Восточная Европа.
В ходе реализации проекта была проанализирована текущая ситуация в ЖКХ как в целом по Украине, так и в Николаеве, а затем выработаны рекомендации по упорядочению предоставления услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, а также по привлечению общественности, органов самоорганизации к контролю за оказанием таких услуг. Анализ нормативной базы по наличию механизмов влияния общественности на обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами показал, что нынешние тарифы не в полной мере соответствуют требованиям постановления Кабмина №869 от 01.06.2011 «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги». Согласно его требованиям тариф на жилищные услуги рассчитывается отдельно по каждому дому в зависимости от количественных показателей услуг, которые фактически должны предоставляться для обеспечения надлежащего санитарно-гигиенического, противопожарного, технического состояния домов, сооружений и придомовых территорий. Такие услуги должны предоставляться с учетом установленного решением органа местного самоуправления тарифа, его структуры, периодичности и сроков предоставления услуг. Копия этого решения является неотъемлемой частью договора о предоставлении услуг.
В настоящее время такого решения не существует и плата за жилье по сути больше напоминает налог на жильцов, потребитель не знает, какие именно виды работ и услуг ЖЭК должен выполнять, например и поэтому не может выставить акт-претензию в случае необходимости с последующим пересчетом оплаты. А ЖЭК не может полноценно соблюсти норму закона «О жилищно-коммунальных услугах» по заключению договоров с потребителями, и, как следствие, ему сложно подать в суд на должника, так как основанием для иска должен быть именно договор с потребителем. Выход из ситуации как раз и заключается в принятии разработанного представленного на суд общественности проекта решения горисполкома.
Участники «круглого стола» в целом высказали позитивное отношение к этому документу. Прозвучал ряд предложений, например, включить в тариф энергоаудит дома, что в перспективе даст экономию на энергоносителях. Однако это привело бы к существенному росту тарифа, поэтому данный вопрос требует отдельного рассмотрения. Высказывалось и мнение о том, что принятие предложенного документа усилит роль ОСН, которые по закону обязан представлять интересы жильцов, а прописанная процедура принятии актов-претензий даст людям возможность платить только за реально оказанные услуги. Появится механизм, с помощью которого общественность сможет реально контролировать оказание ЖЭКом услуг.
Также во время «круглого стола» были презентованы итоги конкурса по поддержке ОСН, проведенного департаментом ЖКХ. Его победителями признали все пять ОСН, подавших заявки на конкурс. В общей сложности им выделено 170 тыс. грн., которые прежде были заложены в бюджете на капремонты. Городу выгоднее тратить деньги именно таким образом, ведь условия конкурса стимулируют рост общественной активности, предполагают софинансирование со стороны ОСН (так ОСН «Ника» более половины бюджета проекта финансирует за счет собственных средств). К тому же, эти деньги будут тратиться под контролем самих жильцов, что делает их использованием более эффективным.
Станислав Козлов.


Комментариев нет: