понеділок, 3 грудня 2018 р.

Заяц vs контролер

Починаємо публікації про роботу в міському транспорті по контролю за оплатою проїзду. Відносини непересічні. Пристрасті - гамлетівські.

Вечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как "заяц" в транспорте метушитися при виде контролера.
По приезду в новый город все привыкли передвигаться на тролейбусах или трамваях. Ну а что, дешево и сердито. Но, к сожалению, не все из нас считают нужным заплатить за проезд. Именно для таких представителей человечества и создали такую должность как контролер.

Его обязанности:

1. НЕОЖИДАННО зайти в трамвай/троллейбус и проверить наличие билета или необходимого документа.
2. В случае выявления безбилетника – выписать штрафную квитанцию или высадить пассажира на следующей остановке.
3. В случае ярового неповиновения – вызвать сотрудника полиции.

И то, касательно штрафной квитанции закон не понятен. Имеют право, не имеют право – неизвестно. Но все остальное – точно в их юрисдикции.

По данным Европейского банка реконструкции и развития, в городах Западной Европы потери при сборе выручки в городском транспорте составляют 2-3%, в Восточной Европе – 2-7%, в украинских городах – 25-40%. Поэтому государство и пытается хоть как-то регулировать человеческий фактор в схеме оплаты за проезд. Пытается.

– Так при этом еще безбилетники сопротивляются, ругаются, убегают. А нам что делать? Приходиться вызывать полицию, которая приезжает спустя 30 минут, если вообще приезжает! – так прокомментировала ситуацию Елена Владимировна, контролер троллейбусного маршрута №1, г. Запорожье.
– И сколько в день попадается "зайцев"?
– Всегда по разному. Сегодня семеро, вчера... Ну примерно 16 человек.
– А в среднем сколько?
– Около 10-15. Мой маршрут идет по главному проспекту. Здесь мало халявщиков. На других маршрутах больше попадается.

Увидеть реальные цифры потерь при сборе выручки практически невозможно из-за коллизии в законодательстве, что вызывало множество конфликтных ситуаций. При попытках автоматизации оплаты система сталкивается с недобросовестными пассажирами, что стало весомым аргументом против той же автоматизации. Поэтому на сегодняшний день Украина не может отказаться от услуг контролеров и кондукторов.

– А что вы думаете на счет автоматизации оплаты?
– Не надо такое. Так просто хотят выжить нас. Эта ваша автоматизация ни к чему хорошему не приведет.
– То есть вы считаете, что такой подход не оправдает себя, так?
– Да. Как машина будет работать с человеком? Он же ее обманет, а вы попробуйте меня обмануть!

Ведь так и есть. В наших реалиях так все и работает. Люди пытаются найти обходные пути, сжульничать. И подобное происходит не только в сфере муниципального транспорта – это известно всем, к сожалению. Но «маємо, що маємо» и в таком случае стоит отвечать только за себя. А пока, вы можете гордо сжимать свой билетик, пока заяц надеется на удачу. И тем не менее, на каждого зайца найдется свой контролер.

Кирилл Чумаченко


Немає коментарів: