четверг, 2 ноября 2017 г.

"ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ"


В Николаеве Владимир Бахтов известен, в первую очередь, как художник, «рисующий огнем», либо же как график, и только те, кто бывал у него в мастерской или в Доме Бахтовых в Парутино, знают, что у него достаточно много живописных работ. Живописью Бахтов занимается все время - параллельно с своими гелиограффити и лэнд-арт-проектами, и в одно время «удельный вес» живописи в творчестве художника был весьма значителен. Наиболее живописным периодом были 90-е годы ХХ века и начало нового тысячелетия. И вот у работ из 90-х, особенно ранних 90-х оказалась очень необычная судьба – они на целых двадцать лет «переселились» в Германию, где художник в тот период активно выставлялся, и вернулись на родину буквально несколько лет назад. Таким образом есть пласт живописи Владимира Бахтова, который в Николаеве почти никто не видел. Именно эти работы и составят основу экспозиции новой выставки «старой» живописи Владимира Бахтова.





Художник начал создавать эти полотна, когда пошла первая волна «переселения» - после краха Советского Союза внезапно обретена была свобода, в том числе свобода передвижения, и многие люди отправились в путешествия. Кто-то уехал навсегда, кто-то возвращался - скоро или не очень (как эти картины). Сам Бахтов тоже путешествовал в это время – каждое лето с 1989 по 1992 из Черного моря в Средиземное на построенном по древнегреческим образцам энтузиастами из Одессы судне «Ивлия». Работы писались в промежутках между плаваниями и по завершении экспедиции, поэтому неудивительно, что лейтмотивом живописи этого периода является движение, перемещение, средства передвижения. Так, есть и «Переправа», и «Бегство», и «Лодка», и «К новым берегам». Но даже если тема передвижения не отражена в названии, это легко заметить в самих композициях: чаще всего это группа людей – мужчин, женщин и даже младенцев, которые, собрав свои пожитки и скотинку, медленно куда-то движутся или вот-вот отправятся. Однако, как можно бы было ожидать, в этих работах нет драматизма – мягкий, преимущественно золотисто-охристый колорит с акцентами алого, бирюзового, ультрамарина, и достаточно статичные композиции, даже когда изображено бегство (крупные фигуры занимают почти все пространство полотен и это словно останавливает движение), порождают атмосферу покоя и даже умиротворенности. Эти композиции не столько движение, сколько остановки во время движения – отдых, покой. Словно бы основным посылом этих работ есть понимание того, что сколько человечество существует, оно всегда куда-то переселялось и так, собственно, становилось человечеством.

Возвращение этих работ в Украину совпало со второй волной переселения ее жителей – вынужденного переселения, вызванного войной на востоке страны. Так эти работы стали словно бы предсказанием этого передвижения масс людей за два десятилетия до самих событий. Однако позиция их творца философская и созерцательная (хотя отнюдь не пассивная – Бахтовы дали пристанище в своем Доме родственникам-беженцам с Востока) – это поиск гуманистических решений даже в самых драматичных обстоятельствах, возможность обрести покой в самом средоточии бури. Ибо без покоя в душе человек прекращает быть человеком и становится злым, несчастным животным. 


Выставляются же эти «переселенческие» работы в период, когда началась третья волна миграции из Украины, связанная с открытием безвизового режима. Можно, конечно, сокрушаться по этому поводу, а можно просто осознать, что так было всегда – люди всегда находятся в движении-миграции, с большей или меньшей степенью интенсивности. Но только из спокойного, умиротворенного состояния ума принимаются правильные решения.


Александра Филоненко, искусствовед

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФИРМЫ «КРЕДО»


Комментариев нет: