четвер, 8 грудня 2016 р.

Инвесторы из Польши? Не видели?!

Знакомый польский политический обозреватель Варшавской газеты истеблишмента как-то в разговоре выдал такую сентенцию: Мы так давно в Польше хотели увидеть Украину в Европейском Союзе, что теперь не знаем как дальше развивать отношения. Вы ассоциированный член и у Вас много внутренней работы. А что делать Польше теперь? Наши политики не очень понимают что делать нужно теперь в отношениях с Украиной.
Такое не раз бывало уже в истории  взаимоотношений Польши и Украины. Наша страна оказывается в наиболее судьбоносные периоды "слишком большой" для Польши. Не "перевариваемой", не покоряемой, не полностью интегрируемой. Что делать в 21-м веке?

Брама до Унии Европейской


Польские экономические круги хотели бы видеть свою страну эдакими воротами в ЕС для Украины. Возможно. Только из 41% общего экспорта Украины в ЕС 6% составляет собственно экспорт товаров и услуг в Польшу на 461 млн $ импорт - 6.1% на 532 млн тех же американских долларов. Мягко говоря не впечатляющие цифры для соседей и стратегических друзей. Что мешает? Украинские и польские профессиональные союзы журналистов пригласили в рамках проекта расследовательской журналистики коллег в Варшаву провести исследование.
В польском Агентстве информации по иностранным инвестициям хорошо помнят докризисные темпы прихода украинских инвесторов на местный рынок. И очень осторожные, с большим количеством перепроверок, шаги собственно польских  предпринимателей на рынке Украины. За последние полгода вообще - никого. Весной были люди из
шарикоподшипникового бизнеса, которые зондировали обстановку. Не больше.
А между тем ВВП Польши в 4 раза больше украинского - 545 млрд$ в 2014-м.  А прямые иностранные инвестиции - 11 млрд$, что в 37(!) раз больше чем в Украину.
В разговорах офф-рекордс польские бизнесмены ссылаются на весьма специфические (коррупционные) условия ведения бизнеса в Украине.
- Этому плати, этому - дай взятку, причём ещё до начала работы...
При том, что и малый бизнес и крупный сталкивается чаще всего с одной и той же проблемой: качеством персонала.
- У вас очень толковые инженеры попадаются, но супервайзеры - отвратительные все. Отмечает Анжей, бизнесмен с опытом работы в Украине в конце 90-х начале 00-х годов. - Они сами сквозь пальцы следят за воровством на производстве и что ещё хуже, не могут остановить подчинённых. Я все время недосчитывался изделий. Мне говорили что не понимают как они исчезают...
Это к сожалению, не новая тема в украино-польских экономических отношениях. Банальное воровство или изощренные схемы "вывода" собственности - реалии нашего сотрудничества. Что с этим можно поделать? Наверное, лучше друг-друга узнать "на берегу", ещё до начала проекта. И тут впору говорить о политико-хозяйственных отношениях между нашими странами.
Не секрет, что польская экономика очень "добротно" питалась западными заемными средствами. Украина же, долгие годы развивалась на заимствованные в РФ деньги. Даже если это были капиталы не российского происхождения, их "приземлили" московские финансово-промышленные круги. Это хорошо видно при наблюдении рынка ново стройной жилой недвижимости. Украинская недвижимость внешне, мало отличима от Бирюлевской, а польская - больше схожа с германской. И так во многом. Влияние азиатской культуры, стиля ведения бизнеса мешает. Тут бы политики должны были поработать: сгладить углы, где надо - поднажать! Но только не польские. Долгие годы правящие политики были увлечены популистской моделью. Ну и внутренним рынком.
Украинских политиков, которые бы разбирались в польском вопросе, или банально имели здесь личных друзей, можно на пальцах двух рук посчитать. Они что-то делали конечно, даже банки польские "спасали" в Украине. Но на установление доброкачественного инвестиционного фона это влияет не сильно.
В  начале пути всегда есть точка отсчета

А что же влияет?
Украина могла бы пользоваться рынком Польши для транзита товаров и услуг в ЕС, но для этого совершенно не имеет инфраструктуры. Не авиарейсов, а современных экспертов по международной деловой информации, знающих международное право. Не помешали бы серьезный внешнеэкономический фонд, состоящий из банка, страховой и оценочной контор. Говорят, в недрах МЭРТа "рождается" какой-то похожий проект типа агентства-уродца Каськива. Поляки хихикая об этом говорят. Нет в Польше и постоянно действующей выставочной площадки, где  украинские предприниматели могли бы продвигать свои возможности. Берут образцы под мышку земляки и давай - объезжать потенциальных партнёров. И это в 21-м веке. Нет информационного агентства или группы, которая бы собирало информацию экономического характера для анализа и принятия решений. Не из Интернета, после пары-тройки операций copy-paste, а что называется "в поле" от собственно польских бизнесменов напрямую!
Поляки хотят чтобы Украинский IT сектор стал активнее работать здесь. Но тут одна заминка. За украинскими программистами "гоняются" антрепренеры из стран с более лёгкими условия ведения бизнеса. Где меньше ответственности, более сговорчивы или банально - богаче. К тому же, резиденция бизнеса в Польше сегодня не дешева. Налоги на зарплату персонала на несколько процентов (всего) ниже чем в Украине.

Схожесть экономики - мешает


При внимательном рассмотрении экономической статистики Польши и Украины становится понятным, почему несмотря на политическую близость не выходит серьёзного торгово-экономического сотрудничества. Точнее, выходит практически лишь торговое. Украинская тройка экспортных товаров в Польшу: металл в чушках на передел, руда и лес. Сырьё. А глубокая переработка, а значит, повышенная добавочная стоимость - достаётся польской экономике. Украинцы с удовольствием импортируют товары лёгкой и других перерабатывающих видов промышленности Польши. Статус-кво неизменно четверть века. Польша правда строит по прежнему суда и корабли, а Украина - нет. Разница в инвесторах на верфях. На Балтике - европейские а в Николаеве, Херсоне - россияне.
Инвестирование бывает стратегическим или финансовым. Стратегический инвестор осуществляет полный контроль над деятельностью субъекта в который инвестирует. Таких в Польше - большинство. Определяют стратегию, решают где покупать оборудование, сырье, определяют рынки сбыта. Ну а финансовый инвестор - работает через бухгалтерские документы. Этот тип в Польше пока ещё в меньшинстве. Слишком различается пока ещё бизнес-культура, да и многие законы регулирующие права собственности, открытый доступ к информации, публичные закупки архаичны и достаточно "закрыты". Законы принимали более 15 лет назад, а Украинские - после революции "гiдностi". Этим можно реально воспользоваться для установления доверия с владельцами западного инвесткапитала. 
Есть еще и "кипрский" фактор в экономическом сотрудничестве наших стран. На диво, инвесторы из этого офшорного острова в Средиземном море играют первую скрипку в инвестициях в Украину. Польские журналисты-расследователи не раз писали о том, что отношения ко многим кипрским офшорам имеют представители "порповской" номенклатуры и люди генерала Ярузельского.  Поэтому, многие на берегах Вислы надеются на появление информации о происхождении капиталов из нашей страны.
Польские компании выходят чаще всего на рынки ЕС через французских и германских партнёров. Времена "посредничества" для украинцев кажется проходят. Во-первых, маржа небольшая. Во-вторых, украинские бизнесмены это давно поняли и сами старались "обходиться" без поляков. Долгие годы работать через Москву было проще, да и куражу больше. Теперь же, когда под воздействием санкций за аннексию Крыма, транснациональные компании и инвестиционные посредники съезжают из Москвы. Нужно "на марше" учиться работать с другими инвесторами, другой породой капитала. Буквально на днях стало известно, что японское государственное агентство по инвестициям Jеtro переносит свою европейскую штаб-квартиру в Варшаву. Кстати, в той же азиатской супер-державе не стесняются создать Токийский универсальный центр по созданию и запуску бизнеса в Японии и мультиплицированию их по всему миру. Создавая при них центры поддержки инвестиций в(!) Японию. Где консультируют, предоставляют помещения, информацию для ведения бизнеса. А значит, с нового года и Япония, мировой инвестор N2-3 начнёт "оттягивать" на себя внимание потенциальных польских инвесторов. Пока Украина никак не может "вгамувати" своих клептоманок с коррупционерами.

Отечественный малый бизнес, который очень многое перенял и "подсмотрел" в соседней Польше, еще слабо участвует в экспорте товаров и услуг, а значит, не может в полной мере организовать "реверс" капитала. Вот и получается, что обоюдовыгодной экономики между нашими странами мало. Чиновники государства не особо напрягаются в этом вопросе. Хотя, как мы уже отмечали выше, украинский Кабмин на деньги выделенные Европейской Комиссией получает  консультационные услуги по организации сервиса для инвесторов.(!) Но у нас чаще всего "внимания" заслуживают экономические субъекты не те что эффективней, а те, что "роднее" чиновникам. Ну а как пойдёт там на уровне самих субъектов, никто не знает. Польские юристы по-крайней мере всем своим клиентам говорят: в Украине получить судебное правосудие - невероятно. А значит, все инвестиции изначально под 100% риска. Между прочим, все местные,  из сегмента малого украинские бизнеса, практикующие бизнес с поляками, исповедуют такую же "норму риска", а значит работают на 100% предоплате. Не в этом ли главная "тормозящая" составляющая? Но это задание для банкиров.
Два народа, давно живущие рядом, в отношениях между которыми было много всякого не очень приятного, на подсознательном уровне имеют взаимное недоверие. Конечно, за счёт информации, которая теперь курсирует увеличиваясь в геометрической прогрессии ежемесячно, понимание многого приходит быстрее. Только капитал, готовый рисковать не особо торопится. И тут для украинского местного самоуправления открываются перспективы.

Города - кластеры экономического развития

Велопрокат в Варшаве стал распространенным

Современные тенденции урбанизации, которые заканчивают "оформление" старинных польских городов в удобные для горожан и туристов места, вполне могут перекинуться теперь на Украину. В частности, реформы транспортной инфраструктуры, которые прошли в польских городах, можно масштабировать в наши пенаты. Выпуск по кооперации автобусов, трамваев и дуобусов - дело совершенно беспроигрышное, ибо в Украине они в городах практически отсутствуют. А деньги ежегодно расходуются на какие-то полумеры, типа херсонских маршруток. А в это же время по Варшаве и другим польским городам по минутам подходят к остановкам очень современные автобусы, собранные по лицензиям здесь же. 
Не знаю чьи городские головы "подсуетятся", но меня в Варшаве не раз спрашивали: А правда ли что в Николаеве, на юге мэром избран поляк? Фамилия Сенкевич не чужая здесь...
Вот только я сразу представлял, как польский инвестиционный менеджер спросит у начальника департамента экономки или финансов Николаевского горисполкома: А по каким KPI вы оцениваете работу коммунального транспортного предприятия?
А в ответ... в лучшем случае КПУ могут вспомнить...
Короче, этот вполне цивилизованный канал привлечения инвестиций ещё более проблематичный чем частное партнёрство. Экспертов, а то и просто понимающих современные требования к финансовым документам, обслуживающим инвестиции, в местных самоуправлениях практически нет. Нанимать консультантов из глобальных аудиторско-консалтинговых агентств, депутаты местные не дадут. Одни из-за глупой упёртость, другие по своим коммунистическим убеждениям, третьи - все сами знают. А значит, не видать в наших городах инвестиций обеспеченных городскими активами.

Рабочая сила из Украины


Вот и остаётся реально работающей перспективой от сотрудничества с Польшей - проникновение на рынок труда. Похоже, современное польское правительство именно к этому склоняется больше всего. Несмотря на "якобы" сложности в официальном трудоустройстве, уже более 1,5 млн украинцев официально работает в Польше. До 2-х миллионов спокойно может вырасти цифра в ближайшем будущем. 
Украинцы, по мнению поляков управленцев и бизнесменов, работящие и "послушные" труженики, которые готовы работать на официальной "минималке", а что-то получать в виде доплат в конвертах. Не очень переборчивы, соглашаются на тяжёлые или ненормированные условия труда. Кто это? Вчерашние жители маленьких украинских городов, где совсем пропала работа и выходцы из сельской местности. Сегодня они за 2 тыс. злотых готовы наниматься к польскому пану, ну или на французский завод в польском городе.
Как ни крути, задача развития внутренней экономической модели в Украине стоит крайне остро. Без этого, а лишь с зерном и трудовыми ресурсами мы объединённой Европе не скоро понадобимся. Но экономику "поднять" без капиталовложений или инвестиций(в другом учебнике) - никак! Значит, все опять сводится к освоению современной практики привлечения капитала. Для начала - от соседей. Которых хорошо знаем и понимаем. которым еще хочется что-то доказывать. Остается только научиться воспринимать процедуру привлечения инвестиций, как состязание. Призом будет сохранение независимости. 

В. Головченко (Варшава-Николаев).
Фото автора.



Немає коментарів: