четверг, 19 декабря 2013 г.

Казимеж - район 7 синагог

Мы продолжаем серию публикаций об ознакомительной поездке группы Колледжа прессы и телевидения и телеканала ТАК TV в Малопольское воеводство, которая состоялась при поддерке Генерального Консульства Республики Польша в Одессе. И сегодня мы расскажем об одном из районов Кракова, районе 7 синагог.
Район Казимеж в Кракове известный как еврейский район, изначально был создан как небольшой городок возле Кракова с названием Казимир. Этот город основал король Казимир Великий в 1335 году. Король не предполагал, что сюда выселят евреев.  
Вообще, евреи появились в Казимеже во второй половине XIV века, и до начала XIX века жили обособленно, своим "еврейским городом", в границах улиц Мёдова, Св.Вавжиньца, Вонска, Юзефа и Божего Чала. Это был автономный анклав Oppidum Judaerum, 
которымуправляели раввины и старшина, над которым стоял только король, или исполняющий его волю краковский воевода. Они жили собственным автономным районом, которое часто называли еврейским «гетто». Постепенно сам Казимеж расширялся, включая в свой состав соседние деревни. Развитие города приостановилось в XVII столетии.
В 1655-1657 годах Казимеж занимают шведские войска, а во второй половине XVIII века - российские войска (согласно барской конфедерации). В 1773-1776 город оккупируют австрийские войска, к которым он окончательно переходит в 1795 году. После этого специальная комиссия упорядочивает деятельность управляющих организаций, и в 1800 году Казимеж входит в состав Кракова. Ликвидируется еврейское гетто, сносятся городские стены.
В течение XIX века еврейское население постепенно заняло весь Казимеж и соседний район Страдом. Во второй половине XIX века евреи принимали активное участие в обустройстве района в качестве инвесторов, руководителей строительства и архитекторов. Рост общественной и экономической активности стал возможен благодаря тому, что в 1867 году за ними признали гражданские права. Представители еврейской интеллигенции всё чаще решалась поселиться за границами Казимежа.
В начале 15 столетия в Казимире была открыта одна из первых синагог в этом городе, так называемая Старая СинагогаСинагога построена в готическом стиле в начале XV века как двухнефный зал с крестово-рёберным перекрытием опирающимся на две колоны, накрытый двухскатной крышей. Старая Синагога была создана в архитектурном стиле готических синагог в Регенсбурге и Праге. В 16 веке здание было перестроено в стиле ренессансаархитектором Матеушем Гуцци из Флоренции, однако первоначальные перекрытия были оставленыВо второй половине XVI века и в первой половине XVII были достроены прихожая, две молельни для женщин, и дом управления гмины, вместе с которым синагоганачала составлять религиозно-администрационный центр еврейской гмины в Казимеже. В 1904, 1913 и 1923 годах состоялась многоэтапная реставрация под руководством Зигмунта Хенделя, которая не только поправила техническое состояние, но и добавила некоторые неоренессансные детали. В 1941 году, когда немцы перевели евреев в гетто, в синагоге был устроен склад, а внутренне убранство было уничтожено и разграблено. В конце 1944 года рухнули опоры. В 1956-59 годах синагога была отреставрирована и переоборудована под музей. На основании соглашения от 30.10.1959 между еврейской гминой и Историческим музеем в Кракове, сегодня в бывшей синагоге размещается Отдел истории и культуры евреев.
Еще одна синагога, расположенная на главной площади района Казимеж – так называемаяСинагога Поппера, названная так потому, что была построена в 1620 году богатым купцом Вольфом Поппером. Благодаря большой щедрости купца, синагога была багато оснощена внутри. Изначально синагога находилась с тыльной стороны дома Поппера при ул. Широкой, а ее восточная стена прилегала к оборонительной стене Казимежа. Во время второй мировой войны синагога очень сильно пострадала и понесла огромные потери, гитлеровцы разворовали синагогу, так что ее ценности не были возвращены снова на свое место. По окончанию войны, синагога была в фатальном состоянии. Крыша была обрушена, так как в нее попала бомба, а стена со стороны ул. Дайвор была немного разбита. В 2005 году в синагоге был сделан ремонт, окна поменяли на такие, которые напоминают окна предвоенного времени. В настоящее время в здании синагоги располагается Дом молодежи.«Когда у нас проходит фестиваль еврейской культуры здесь проводятся занятия для детей», - отмечает экскурсовод Ирэна Глинка.
Еще одна синагога, расположенная на главной площади Казимежа была Синагога «На горке»Эту синагогу построил Мойжеш Екелес для своего зятя Натана Ната Спиры, знатока талмуда и кабалы. Именно Натан Ната Спира первым в Кракове отважился преподавать кабалу (в его школе было много учеников). А ночами он разбирал кабалистические писания. Умер он в 1633 году. А в 1933-м краковские евреи торжественно отпраздновали 300-летие кончины великого кабалисты. В 1941 году синагога была уничтожена немцами. Сегодня на ее месте находится здание "Bank PKO s.a.".
Тут же на главной площади Казимежа между улицами Шерока (Szeroka), Мёдова (Miodowa), Якуба (Jakuba), Чемна (Ciemna) и Левкова (Lewkowa) находилась и Синагога Рему с прилегающим к ней кладбищем. Даный комплекс занимал территорию 4,5 гектаров. История этого уникального ансамбля еврейской архитектуры и сакрального искусства уходит корнями в первую половину XVI века. И сегодня он является центром религиозной жизни краковских евреев. В синагоге и сегодня проходят субботние и праздничные службы, а на кладбище приезжают евреи со всего света, что бы помолиться над могилами известных краковских раввинов. Синагога Рему - вторая синагога, появившаяся на Казимеже после Старой, а потому иногда зовётся Новой. Построена она в 1553 году Израилем бен Юзефом, внуком Мойжеша Ауэрбаха из Регенсбурга, и отцом Мойжеша Иссерлеса, который в то время занимал пост главного раввина гмины краковских евреевВ 1557 году синагога сгорела, но довольно быстро была восстановлена благодаря разрешению, которое Израиль бен Юзефполучил в том же году от короля Зигмунта Августа. Восстановлением руководил краковский строитель Станислав Баранек. В период гитлеровской оккупации в 1939-45 годах в синагоге размещался склад непромокаемых мешков для трупов, а также склад оборудования для пожарной охраны (который остался и после 1945 года). Ценные предметы культа и сама синагога были разграблены. После окончания войны синагогу вернули Еврейской гмине Вызнановой  и, благодаря её усилиям, в 1957 году она была отреставрирована. Многие детали внутреннего оформления, утраченные во время войны, были заботливо восстановлены. Сегодня синагога Рему является одной из регулярно действующих молелен краковских евреев.
Рядом с Синагогой Рему находится старое еврейское кладбище. Как отмечает экскурсовод Ирэна Глинка, Могила Моисея Иссерлеса (Рему), расположення на еврейском кладбище Синагоги Рему «это единственная могила еврея, которая уцелела.  К этой могиле в настоящее время приезжают евреи, молятся. Они считают, что от Моисея Пророка до Моисея Рему не было такого второго великого человека. По приданиям, человека, которому немцы приказали разрушить эту могилу, когда он замахнулсяпоразила молния». После второй мировой войны, когда начали откапывать старые могилы, зная, что здесь похоронены были великий евреи, была создана новая мацева, новая надгробная плита. Поэтому у умерших, похороненных на кладбиже возле Синагоги Рему есть 2 плиты, новая после второй мировой войны, и старая, которую нашли. Также на территории Синагоги Рему находится Краковская стена плача.  По словам Иены Глинки, «она аналогична иерусалимской стене плача».
На главной площади Казимежа, рядом с Синагогой Рему расположен памятник ЖертвамХолокоста. Как отмечает Ирэна Глинка, «до Второй Мировой войны в Кракове проживало около 75 тысяч евреев. В 1941 году немцы Гетто перенесли за Вислу в район Подгуже, а здесь был создан квартал евреев. Памятник очень скромный, каменный.  Это имеет свое историческое объяснение. Потому что когда Моисей вывел евреев через красное море, они шли 40 лет по пустыне, и когда их близкие умирали, они хоронили их и накрывали камнями, опасаясь диких животных. Поэтому именно камень  и к памятнику приносят не цветы, а камешки, реже лампадки. На памятнике Жертвам Холокоста указано, что погибло 65 тысяч евреев. На самом деле точного количества погибших мы не знаем.  В Кракове Холокост пережила только 1 тысяча евреев».
Синагога Купа – еще одна синагога района Казимеж. Она была построена на деньги еврейской общины в 40-х годах 17 столетия и по сегодняшний день. Во второй половине XIX века, в связи со строительством улицы Мёдова (Miodowa), возник сад между улицей и фасадом здания. Вскоре там было построено одноэтажное санитарное здание. В конце XIX века синагогу соединили переходом с построенным к востоку от неё домом. В межвоенный период прошли масштабные реставрационные работы (в основном, по улучшению её внешнего вида, по внешнему украшению). Но и внутри синагоги появились новые картины. Во время немецкой оккупации 1939-45 годов синагога сильно пострадала; полностью было уничтожено её внутренне убранство. Но уже через несколько лет после окончания войны в синагоге снова приходили службы. Выполняла она и другие функции. В 1946-47 году здесь находился цех по производству мацы. В одном из помещений находилась ритуальная бойня птицы, которая функционировала до 1985 года, т.е. до момента смерти резчика Абрахама Лесмана (Abraham Lesman). В северо-западных помещениях жили еврейские семьи, прибывшие сюда после 1945 года из СССР. На сегодняшний день в синагоге продолжают проходить службы.
Синагога «Темпель»  была построена в 1860-62 годах по проекту Игнация ХерцокаДо второй мировой войны это была это была святыня прогрессивных евреев, т.е. склоняющихся к культурной ассимиляции. Службы в Темпель проходили по правилам реформированной в XIX веке литургии, и формально были ближе к христианским службам, нежели к проходившим в традиционных синагогах. Как отмечает экускурсовод Ирэна Глинка, в Синагоге «Темпель» «не особо выделен «бабинец». Женщины не молились на балконе. Женщины пели в хоре. В этой синагоге играл орган. В 19 веке евреи считали, что если они живут в этой стране и на этой территории, то и должны вести себя как граждане этой страны». Возле кантора и хора (в межвоенный период там пели и женщины) в Темпель проходили проповеди, проводимые проповедниками с академическим образованием. Самым знаменитым проповедником в Темпель был Озьяш Тхон (1870-1936). Современный вид синагога приобрела в первой половине 90-х годов XIX столетия, после перестройки по проекту Бенямина Торбего. Характерный трёхосный фасад напоминает немецкие синагога 60-х годов XIX века. В 1924 году были достроены боковые нефы. В период второй мировой войны в синагоге располагался склад, в северном нефе - конюшни. Службы в синагоге возобновились сразу же после второй мировой войны, когда здесь молились также традиционалисты.  Последний генеральный ремонт проведён в 1995-2000 годах.
Самая большая из синагог Казимежа - синагога Исаака. Синагогу основал старейшина казимирского кахала Исаак Якубович, который получил разрешение на строительство от короля Владислава IV 30 апреля 1638 года. Строительство было закончено в 1644 году. Большой высокий мужской (12 х 16,90 м) и крытая галерея для женщин считаются самыми красивыми из внутренних убранств краковских синагог. Современный вид синагога приобрела в 1924 году, когда к ней была пристроена лестница.
Сегодня синагога недействующая - в ней располагается центр еврейской культуры.
Но не только своими синагогами известна главная площадь Казимежа. Именно тут, на улице Широка, дом № 14 родилась королева косметики Элена Рубинштейн. Сальвадор Дали увековечил Элен в образе женщины-Прометея, прикованной к скале собственным зелёным платьем. Рубинштейн первая классифицировала кожу по типам сухая, нормальная, жирная. Она создала для женщин первую тушь с автоматической подзарядкой и водостойкую тушь, первое в мире средства для глубокого очищения кожи, первый крем с витаминами, увлажняющий жидкий крем. Как рассказывает Ирэна Глинка, «она была самая старшая из 8 дочерей. Когда ее отец пытался выдать ее замуж за старого вдовца еврея - она не соглашалась. Это было позором, если младшие выходили замуж раньше старшей. Она уехала в Австралию и повезла с собой крем, который ей достался от матери. И увидев, какие сухие руки у австралиек, она начала производить и продавать свой продукт. Она думала, что если будет дешево продавать крем, то  этого не поймут. Нужно продавать дорого, чтобы люди понимали, что это что-то уникальное. Заработав определенное количество денег, она приехала в Европу, открыла в Лондоне свой салон. Потом в Париже. И в 1915 году уехала в Америку. Накануне кризиса она продала весь свой бизнес за 8 млн долларов. Но когда кризис миновал, свой бизнес она выкупила за 2 млн долларов. Когда у нее начали спрашивать, как она смогла заработать такую сумму денег за небольшой срок, она ответила, что нужно иметь немного наглости.  На самом деле это была очень очаровательная женщина. При том, что она даже не окончила среднюю школу.  Это она всегда скривала - в своей автобиографии Элена Рубинштейн писала, что окончила школу и несколько курсов медфакультета. Но это просто было не возможно. Мало того, что женщина, так еще и была еврейкой. В конце своей жизни она писала, что родилась недалеко от того мета, где король Казимир Великий построил фундаменты для университета».
Перед началом второй мировой войны в Кракове жило более 64 тысяч евреев, т.е. почти 25% от общей численности населения. К началу войны, главным образом в Казимеже, была создана хорошо развитая общественная инфраструктура. Здесь размещались еврейские общественные, культурные, артистические и спортивные организации, политические партии представляющие евреев в парламенте. 
С приходом фашистов в декабре 1939 года евреев вывозят в район Подгуже, где в 1941 возникает гетто.  До создания гетто в районе проживало 3-3,5 тысячи евреев. После создания гетто – 17 тысяч евреев. Из гетто евреям была уготована только одна дорога - в газовые камеры Биркенау и Аушвица. 
Сегодня на площади района Подгуже находится монумент в виде памятника - стулья. Некоторые стулья таких размеров, что можно посидеть. По словам экскурсовода Ирены Глинки, «эти стулья напоминают мебель, которую евреи вынуждены были оставить во время их переезда. Эту мебель просто выбрасывали из окон». Ликвидация гетто наступила в марте 1943 году. В Кракове Вторую Мировую пережили 1 тысяча евреев.
На сегодняшний день, по словам Ирены Глинки, в Кракове насчитывается порядка 200 евреев, которые идентифицируют себя таковыми и выполняют все религионзные предписания.
Если говорить о всей Польше, то за время немецкой оккупации 1939-1945 гг в Польше было уничтожено 6 миллионов евреев из 11 миллионов, которые жили на ее территории до II Мировой войны. Эта цифра в процентном соотношения практически равна, а в количественно - значительно превышает число жертв со стороны еврейского населения Украины. Так, по разным данным на территории Украины было убито от 1,5 до 1,9 млн.евреев, что соответствует около 70 % её довоенного еврейского населения. Характерной особенностью Холокоста на Украине было то, что большинство (больше 70 %) евреев погибло в результате расстрелов. Около 22 % были вывезены в концлагеря на территории Польши, где и были уничтожены. Ещё 5 % умерло в гетто и лагерях от голода и болезней.





Виктория Веселовская.



Комментариев нет: