воскресенье, 8 сентября 2013 г.

Разменная "Украина"

Когда я поселился в сегодняшней квартире из окна уже виднелись мачты крейсера Украина. При спуске он назывался Адмирал Лобов и готовился в 1992 году выйти на боевую службу под флагом ВМФ СССР в Мировой океан. Прошло 12 лет. Надстройки и антенны крейсера так же дополнят пейзаж из окна. Вот только склянки перестали на корабле отбивать и флаг однажды спустив, не поднимается.
Корабль "завис" на судостроительном заводе имени 61-го коммунара в Николаеве, потому что формально он еще не был достроен и входил в состав бригады строящихся кораблей, которая была расквартирована в городе-колыбели Черноморского флота. Флот поделили Россия и Украина, два крейсера, достраивавшихся к этому моменту, один из них - авианосец, оставшиеся от СССР, казались политикам молодой независимой Украины, "добрим доробком"... В результате - "Варяг" по цене лома был продан в Китай, а ударный ракетный крейсер проекта "Атлант" местные стратеги оставили себе. Вот только в военную доктрину выписали "оборонную суть", а значит - корабль предназначенный для атак крупных надводных целей на океанских трассах, стране Украине, "зажатой" внутренним морем, просто "не до чого"!


И вот в разгар очередного витка "собирания земель" Кремлем, в эфире зазвучали тезисы про старый недостроенный "николаевский" крейсер. Что в этом больше: политики или прагматики?
То что РФ сегодня не достает кораблей для присутствия в мировом океане - факт. Только корабли желательно иметь новые. Ветераны, типа "Москвы" или "Варяга", которые строились на на этом же заводе в 80-е, через океан ходят в группе с буксирами и плавмастерской, а нужны новые корабли, быстрые и незаметные. Где их взять? Построить. В России из надводных не научились за 20 лет крупнее фрегата строить. Что-то заказали во Франции, но когда и что получат - посмотрим, а пока - для глобальных морских театров, походов и визитов флота РФ используются крейсеры Николаевского завода. Можно было здесь же заказывать новые корабли?
Этого ждали - так и состарился бывалый николаевский кораблестроительный люд. Военно-технического сотрудничества не получилось ни в 90-е, ни в 00-е и уж точно не не сложиться в 2013-м! И не потому, что украинские товарищи не хотят... Бюрократы из Москвы не хотят "делиться" военными заказами с украинцами. Судьба других видов оружия, которое практически прекратили производить в Украине по кооперации, свидетельствует что политическая целесообразность доминирует .
Все надежды "красных директоров" на возобновление былых объемов военно-промышленного сотрудничества за более 20 лет независимости так и не оплодотворили! На Дальнем Востоке правительство России ввязалось в авантюру строительства новой суперверфи в Большом Камне на месте судоремонтного завода, где обслуживается атомный подплав ТОФа. За 3 года работ ... оказалось, не много построенного. На днях вице-премьер Рогозин метал громы и молнии, что мол в Москву гнали "фотошоп" возведения мощностей верфи! Воруют...
А как флот наполнить кораблями?
Вспомнить про стоящий у стенки в Николаеве старый крейсер! Можно его даже краской помазать, (с одного борта) перед приездом политика с видеодесантом... Только завод в центре города, который заложил Потемкин, это точно не реанимирует. В Санкт-Петербурге хватает своих умерщвленных судозаводов. Будем реалистами.
С.Лиманов.

 

 



1 комментарий:

  1. АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ16 сентября 2013 г., 20:52

    Грустная правда. Не в бровь, а в глаз...

    ОтветитьУдалить