пʼятницю, 28 червня 2013 р.

На кой нам Шаляпин — нам надо бабло!

Если оценивать харьковские достопримечательности по 10-балльной шкале, то у этого дома будет как минимум 15 баллов, ведь он имеет не только харьковское, но и мировое значение: в этом здании певцу Федору Шаляпину вернули голос. А сейчас уникальный особняк находится на грани уничтожения: в нем разбиты окна, много лет не проводился капитальный ремонт, последнее время здание пустует... Харьковчане пытаются защитить этот особняк, кто как может: рисуют, поют, читают стихи. Пока что власти (или то, что их в Харькове заменяет) не обращают на это никакого внимания...

Дом №7 на улице Чубаря в Харькове — это дом-неудачник. Он возник не в том месте. Если бы он был построен в США там уже давно был бы объявлен национальный музей, а городские власти и жители сдували бы пылинки с этого здания. Если бы он был возведен в Европе, был бы объявлен наследием ЮНЕСКО и внесен во все каталоги и сборники. В Харькове какой-то там Шаляпин не канает. Бабло надо зарабатывать. А потому дом, как и вообще все ценное в Харькове, доводят до состояния руины. Чтобы быстренько заменить на какой-то уродливый наскоро слепленный супермаркет. Или очередную «свечку». Или новый бордель под прикрытием гостиницы, плюс к тем сотням борделей, которые совершенно не таясь «работают» в нашем многострадальном мегаполисе.


Чего греха таить, трущобы в Харькове были всегда. Но еще никогда трущобы и развалины не охватывали так плотно центр, лицо Харькова, еще никогда город не стоял, так плотно усеянный руинами, точно полусгнившими зубами, торчащими изо рта бездомного старика. Ноу-хау временных правителей города — «текстильный ремонт», это когда рушащееся здание завешивают тряпочкой с нарисованными окнами. И памятники архитектуры, завешенные такими тряпицами, продолжают разрушаться, имея при этом «опрятный вид». Так наш город теряет и свою историю, и свою культуру, и свои ценности. А новострои (за редким-редким исключением) имеют настолько уродливый вид, что центр города постепенно превращается в его окраину. Но и окраины не становятся центром. Впрочем, это уже философия...



В прошлую пятницу во дворе дома №7 на улице Чубаря было очень людно. Старенький дворик знавал и более шумные собрания, до наших дней дошли его фото с Шаляпиным на крыльце, с самоваром и веселой компанией харьковской интеллигенции. Но для нынешних времен скопление народа было действительно удивительным, так что прохожие надолго с удивлением останавливались, а жильцы соседних домов — распахивали окна и безотрывно следили за происходящим. Акция эстетического сопротивления «ШАЛЯПИН FOREVER» началась с монтажа импровизированной выставки: свои работы на нее предоставили харьковские фотохудожники, скульпторы и живописцы. И даже самому искушенному зрителю было чем полюбоваться на этой импровизированной выставке, ведь среди работ попадались настоящие шедевры.


Открывая мероприятие, харьковский краевед, директор музея «Слобожанські скарби» Михаил Красиков вкратце рассказал об истории здания, ради спасения которого собралось более 250 человек (по крайней мере, в подписных листах в защиту дома, разложенных на столах во дворе, в конце акции осталось 250 подписей, хотя, скорее всего, решились подписаться далеко не все зрители):


— Этот дом является памятником архитектуры, его охранный номер — 199. Он построен по проекту известного харьковского зодчего В.В. Величко в 1890-е годы и принадлежал одному из «отцов» украинской отоларингологии, выдающемуся медику Степану Гавриловичу Сурукчи. Именно сюда приехал Федор Шаляпин в 1903 году после безуспешного обращения за помощью ко многим светилам медицинской науки. А дело было в том, что у певца начались проблемы с голосовыми связками, он стал терять голос — свое самое главное богатство. Профессор Сурукчи вылечил Шаляпина от дисфонии, и между этими выдающимися людьми завязалась крепкая дружба. Во время своих приездов в Харьков Федор Иванович останавливался в семействе Сурукчи, пел для гостей хозяина дома.


Но не только Шаляпина видели эти заброшенные ныне стены. Здесь, у Сурукчи, был настоящий очаг культуры, музыкально-литературно-художественный салон, к которому тянулась вся харьковская интеллигенция. Бывал здесь и Александр Вертинский, и харьковские ученые-медики, и представители юриспруденции, и поэты, художники, писатели, архитекторы — одним словом, все те люди, которые формировали культуру Харькова, его славу и традиции.



Дому на Чубаря нет цены не только в историческом, но и в эстетическом плане: это уникальный образец северного модерна конца ХІХ века. Это — лицо той давней эпохи, от которой нас отделяют бурные исторические периоды войн, революций, разрушений. Только в 2004 году по инициативе автора книги «Шаляпин и харьковчане» Валерия Берлина на особняке былаустановленамемориальная доскаФ.И. Шаляпину. Недавно половина этой доски (с барельефом Маэстро) исчезла. О ней напоминают лишь отверстия от крепежей в кирпичной кладке...



Новейшая история шаляпинского дома характерна для многих харьковских памятников архитектуры и истории: сначала в нем располагался детский сад, потом — бухгалтерия районо, а после кто-то из бизнесменов обратил внимание на эту жемчужину харьковского зодчества. Но среди нуворишей культурные ценности не в почете, и лакомым куском оказалась земля под домом, а не сам дом. Из муниципальной собственности здание перешло в аренду двум фирмам с ничего не говорящими названиями. Новые «хозяева жизни» бросили здание умирать, предварительно отворив окна. Это — стандартный прием: чтобы харьковчане «не гавкали», здание перед сносом приводят в такое состояние, чтоб его никому не было жалко, мол, восстановление невозможно, руина. Но это — не тот случай: дом построен крепким, он простоит еще не одну сотню лет, если его правильно эксплуатировать, — считают архитекторы, принявшие участие в акции.



Узнав о том, что дом собираются уничтожить, харьковские деятели культуры решили основать общественную организацию. Именно она и выступила инициатором проведения акции во дворе «шаляпинского» дома. Лидером организации стал первокурсник режиссерского факультета Харьковского национального университета искусств Андрей Кононенко:



— Мне это здание всегда очень нравилось. Когда я узнал, что особняк собираются разрушить, я просто ужаснулся. Больше всего меня поразила пассивность нашего общества, ведь это — гордость Харькова, наше богатство. И я стал собирать неравнодушных людей. И среди режиссеров, и среди артистов, и среди поэтов, музыкантов нашлось очень много активных, несогласных с этим варварством людей. Мы все понимаем, что нужно что-то делать. Думаю, на спасении этого дома мы не остановимся, будем бороться за сохранение всего культурного наследия. Мы хотим добиться, чтобы «шаляпинский дом» отдали нам. Здесь мы собираемся создать Музей музыкальной культуры города Харькова, лаборатории для молодых режиссеров, актеров, музыкантов и художников, где они смогут развиваться, реализовывать свои художественные проекты.



Рабочее название будущей организации — «Альтернативное творческое объединение». В ближайшее время она будет зарегистрирована, как это положено по закону. Первый шаг организации — акция у дома Сурукчи — оказался отнюдь не «комом». Перед собравшимися выступили краеведы, писатели, общественные деятели. О роли Шаляпина в жизни Харькова рассказал писатель Валерий Берлин, а о том, как можно спасти старое здание силами общественности — родственница Дмитрия Багалея активистка «Зеленого фронта» Ирина Гончарова.



Акустическую часть акции составили музыканты популярной группы «Урбанистан» и композитор-певец Сергей Гаркуша. Свои песни исполнители посвятили памяти Шаляпина, который для многих поколений вокалистов всего мира является ориентиром в творчестве. Микроклимат же встречи формировали скульптуры Олега Бацуры, выполненные в оригинальном жанре — выкованные из металла.



— Я — харьковчанин и при этом не только скульптор и кузнец, но и архитектор по образованию, — говорит Олег Бацура. — И мне особенно больно наблюдать то, что происходит сейчас в городе. Я — против разрушения любых культурных ценностей, мне режет глаз, когда я вижу такие прекрасные здания в настолько плачевном состоянии. Едешь в Европу и видишь дома, которые буквально восстановлены из пепла. Тот же Дрезден был восстановлен по отдельным камням, чтобы не потерять лицо города, старину, памятники. А мы просто не ценим особняки конца позапрошлого века. Это здание построено в стиле «северный модерн», оно очень красивое. Его уже лет 7-8 доводят до разрушения, чтобы невозможно было восстановить. А в Европе поднимают даже рухнувшие здания! Америка вообще к каждому такому особняку относится как к сенсации. В чилийском Сантьяго законом запрещено разрушать фасады исторических зданий, какой бы щедрой ни была компания-застройщик...



...Отныне по пятницам во дворе дома Сурукчи будут проходить творческие акции. Сегодня здесь планируется провести вечер авторской поэзии и песни, начало программы — в 17.00. На следующую пятницу запланирована лекция писателя В. Берлина «Шаляпин в Харькове», во время которой исследователь творчества великого певца поделится с публикой малоизвестными фактами из биографии этого выдающегося деятеля культуры.



— Мы пригласили в этот двор художников, и в одну из следующих пятниц планируем провести здесь выставку «Портрет одного дома», в которой каждый участник сможет по-своему воспеть красоту этого здания, — рассказал Михаил Красиков. — Все артисты, которые хотят принять участие в защите уникального дома, могут обратиться ко мне и получить возможность выступить на импровизированной сцене.



Останется ли «шаляпинский дом» в Харькове? Это зависит от нас с вами, уважаемые харьковчане. От нашей активности, от того, насколько мы любим свой город. Пока наша жемчужина — дом Сурукчи — терпит все, что с ним делают неблагодарные потомки. Но надолго его не хватит. К сожалению, защитить себя сам Харьков не может. Ему остро нужны защитники... Оглянитесь вокруг. Уже очень многое утрачено. Уже очень многие прекрасные здания, признанные памятниками архитектуры, снесены ради возведения уродливого одоробла, уже практически полностью уничтожен Парк Горького, занесен топор над парками «Зеленый Гай», «Артема», изуродованы скверы по всему мегаполису. Чего ждете, харьковчане?!



Олег Перегон, «Зеленый фронт»



Немає коментарів: