четверг, 2 августа 2012 г.

Одесса со вкусом кино

Известный николаевский культуртрегер Александр Карпенчук любезно поделился с нашими читателями своими наблюдениями после посещения Одесского кинофестиваля. Сегодня публикуем начало дневниковых заметок. Возможно, это подтолкнет менять культурные мероприятия в Николаеве?!
«В субботу, 21 июля, состоялось Закрытие 3-го Одесского международного кинофестиваля. Почетные гости ОМКФ прошлись по Красной дорожке перед Оперным театром, международное жюри объявило победителей, а президент ОМКФ Виктория Тигипко вручила Гран-при Одесского международного кинофестиваля за Лучший фильм Международного конкурса по результатам зрительского голосования.» Итоги фестиваля мы будем подводить значительно позже, мои дорогие читатели.  Мой рассказ я построю в виде дневника. Последний раз дневник я вел в старших классах общеобразовательной школы, в те же годы я и полюбил настоящее авторское кино. Итак, июль 2012 года, Одесса, кинофестиваль.



14 июля, 12.00, синий зал кинотеатра «Родина», фильм «LET MY PEOPLE GO!», реж. Микаэл Бух, Франция, 2011

Фильм начинается с шикарной музыки Эрика Неве на фоне финских озер. Шикарная операторская работа Селин Бозон. Фильм рассказывает о французском еврее-гомосексуалисте, который живет со своим парнем в Финляндии и работает почтальоном. Волей случая он становиться обладателем почти двух миллионов евро и жизнь его катиться вверх дном. Он ссориться со своим честным финном и уезжает к родным во Францию, где и начинаются основные приключения. Фильм очень смешной, юмор на еврейскую тематику не кажется пошлым, актеры играют легко и с задором. Но, как мне показалось, уж слишком много внимания в фильме уделяется теме гомосексуализма. Исполнитель главной роли явно переигрывает со своими ужимками и прищурами, да и постельные сцены можно было сделать поскромнее.

Вот с такого неожиданного фильма и начался для меня 3-й Одесский Международный кинофестиваль.

14 июля, 16.00, пресс-центр ОМКФ, пресс-конференция членов творческой

группы фильма "СЛОМЛЕННЫЕ", реж. Руфус Норрис, Великобритания, 2012


Программа фестиваля была очень насыщенной. Я думаю, ни у одного человека не получилось посетить все мероприятия ОМКФ, так как одновременно они проходили в 5-6-ти местах по всей Одессе. Я пользовался заранее подготовленными анонсами событий и своей интуицией.

На пресс-показ участника международной конкурсной программы фильма «Сломленные» я не попал (и очень жаль). А вот пресс-конференцию молодой ирландской звезды и исполнителя одной из ролей в «Сломленных» Киллиана Мерфи («Начало», «Темный рыцарь», «Холодная гора») мне удалось посетить.

«Проблема всех кинофестивалей в мире – некогда смотреть фильмы. Все время общаешься с журналистами», - вот так с долей английского юмора начал свою пресс-конференцию знаменитый ирландец.

«Когда мои родители были молоды, в Ирландии было трудно заработать искусством. Они были против моих занятий в театральной студии. Их отношение ко мне изменилось после того, когда я перестал просить у них денег».

«Меня учили, что актерская игра должна быть инстинктивной, а не идти от разума» - смело, Станиславский мог бы посчитать Киллиана неучем.

После ответа на вопрос о мистике, в которую Киллиан Мерфи не верит, за спинами у журналистов, в офисе пресс-центра раздался ужасный грохот. Какой-то большой одесский предмет решил доказать неверующему ирландцу, что в Одессе уж точно мистика есть!

Вот так с легкой иронией и мистификациями закончилась пресс-конференция молодого ирландского кино-щеголя.


14 июля, 18.00, пресс-центр ОМКФ, пресс-конференция, посвященная фильму

"ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА", реж. Чарльз Чаплин, США, 1931




В этом году «Огни большого города» зажглись и в Одессе. Да не просто так зажглись, а с музыкой. О музыке чуть позже. Если в прошлом году «жемчужина у моря» встречала наследников отца-основателя немой фантастики Жоржа Мельеса, то в этом году одними из самых дорогих гостей фестиваля стали: Великая дочь Великого отца Джеральдин Чаплин и внук Чарли Систоварис. Систоварис занимается всеми юридическими вопросами, связанными с авторскими правами на фильмы, музыку и образ Чарли Чаплина. Кстати, в 2008 году фильм «Огни большого города» был признан лучшим в мире фильмом в жанре романтической комедии.

Джеральдин Чаплин: «Мой отец с волнением относился к своим фильмам. Он боялся, что их время прошло. Он никогда не рассказывал нам, как он их снимал. В нашей семье эта тема была под запретом.

Фамилия Чаплин дала мне в жизни все. Мой отец был самый любимый человек на Земле и я это чувствовала. Когда в школе мне надо было что-то списать у умной одноклассницы, я обещала познакомить ее с моим отцом.»

В 2040 году истекают авторские права на фильмы Чаплина. И потому фирма наследника Чарли Систовариса не упускает возможности заработать сейчас. В основном, это выпуск DVD и специальные кинопоказы, один из которых ожидал Одессу и в этот вечер.

Джеральдин Чаплин: «Кино – это умирающее искусство 20-го века. Будущее за интернетом и новыми технологиями».

Тема умирания кино на одесском кинофестивале поднималась неоднократно. Особенно ярко ее озвучил на своем мастер-классе известный режиссер Питер Гринуэй. А у меня возник риторический вопрос: что же вы все здесь делаете и зачем, в таком случае, давать мастер-классы? Великие провокаторы – деятели киноискусства.



14 июля, 19.00, синий зал кинотеатра «Родина», фильм «CAFЕ DE FLORE», реж. Жан-Марк Валле, Франция, Канада


Самый психоделический фильм фестиваля (из тех, что я успел посмотреть). В фильме сливаются две основные темы – кризис среднего возраста и проблема детей-даунов. Рассказывать об этом фильме – это все равно, что пересказывать музыку «Pink Floyd» (которой обильно украшен весь фильм). Но, в двух словах. В нашем времени живет преуспевающий сорокалетний французский ди-джей. У него есть очень симпатичная жена и двое дочек, которых он безумно любит. Встреча с молодой незнакомкой меняет его жизнь. Он уходит к ней. Жена страдает. Дети мечутся между папой и мамой.

В другом временном измерении (60-е годы 20-го века) живет уставшая от жизни, одинокая женщина с малолетним сыном, у которого развит синдром дауна.

Вроде бы все просто и банально. Таких историй много. А вот и нет. Мистическим образом эти истории связаны между собой. И в конце фильма напряжение на экране дорастало до такой точки, что мокрые глаза в зале можно было увидеть у каждого второго. Этот фильм для просмотра я рекомендую 40-летним. Они меня поймут. А также советую не обойти своим вниманием и любителей депрессивного, но высокодушевного авторского кино или арт-хауса (как кто любит).

Замечательные актеские работы. Особенно жена ди-джея (Элен Флоран) и мать-одиночка (Ванесса Паради). Великолепная операторская работа и классная музыка на любой вкус.



14 июля, 21.30, Потемкинская лестница, фильм «ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА», реж. Чарльз Чаплин, США, 1931




Закончился этот день Великим немым. Я впервые увидел великолепный фильм Чарли Чаплина «Огни большого города» целиком. Да еще и под музыку в исполнении Симфонического оркестра Одесского национального академического театра оперы и балета. Смотреть Чаплина по ТВ не интересно, доложу я вам. Одесситам и гостям города представилась редчайшая возможность увидеть Великий фильм Великого режиссера на огромном экране в реставрированном виде в самом сердце Одессы. На Потемкинской лестнице сесть было негде. У нас в Николаеве даже на бесплатный концерт Пугачевой столько народу не собралось бы. И тишина во время показа. Есть же все-таки культура у нашего народа. Не перевелись еще настоящие ценности среди засилия попсы и ханжества.

Радостным, счастливым и усталым я возвращался в гостиницу.

Но, все только начиналось…
(продолжение следует)


Комментариев нет: