вторник, 20 марта 2012 г.

Cудостроение? А кто его знает...

Диалоги с Губернатором (нарицательным)
Не падай духом – ушибешься
(Э. Кроткий)

Ого! В «Регионе» почти целиком «Отрасль» расположилась, и временами так на него давит, что сил на плаву её поддерживать не всегда достает. Похоже, что на Николаевщине «Отрасль» не гостит, а намерена постоянно жить: быстро прописалась, заводики устроила, квартирками обзавелась, гаражи и сарайчики смастерила, дороги проложила, технику запустила и на роль первую в делах местных уж не раз зарилась. Конечно, «Отрасль» обустроилась не только на
просторах лимана бугского – у соседей тоже кое-что прихватила, но легче от этого никак не становится. Да, некогда «Отрасль» в богатых ходила, тогда с ней дружбу свести старались – в отцы крестные и посаженные как бы по очереди продвигались. Но минули те времена, а бедный он и есть бедный – хоть родственник близкий иль дядька из Киева.
Нельзя сказать, что «Регион» не гостеприимен и память у него короткая – нет, просто столько острых углов имеется, что остаться без ранений почти не удается. То там, то здесь не слишком умело повернулся или оглянулся, и «упал, очнулся и получай перелом». Но не тот перелом, что к лучшему, а тот, при котором долго больно и плохо заживает.
Что дальше у «Региона» с «Отраслью» будет никому не ведомо. Речи вроде бы правильные говорятся, да ведь слова словами так и остаются, как бы долго и красиво их не изрекали.
Надумали кок-то за подмогой для «Отрасли» к народу обратиться, насобирали гривенок кучку малюсенькую, да оказия вышла – переместили главного просителя. Потому хорошо бы узнать мнение высокое о том, как дело меж «Регионом» и «Отраслью» может ладиться.
Имя «Отрасли» – повинной только в том, что бедной она стала, ведомо – это «Судостроение».

Диалог «Судостроение»

Собеседник: Господин Губернатор николаевское судостроение уже долгое время вроде бы и не лежит, но встать в полный рост не может. Почему так происходит?
Губернатор: Назначение многих судов перевозить по рекам, морям и океанам. Это работа судоходных компаний – основных покупателей судостроения. Они, зачастую, покупают лишь те суда, что необходимы для грузов, которые ими транспортируются.

Судоходные компании Украины (основные)

- «Торговый флот Донбасса» – 33 сухогруза
   (19 универсальных теплоходов, 5 накатных судов, 3 контейнеровоза, 6 навалочных судов);
- Транспортная компания «УКРРЕЧЬФЛОТ» – 150 судов;
- Судоходная компания «Укрферри» – регулярные паромные перевозки на Черном море.

Основной экспорт из Украины включает продукцию металлургов, химиков и аграриев. В их перевозке участвуют моряки, автомобилисты, железнодорожники и летчики. Нынче удовлетворить спрос на перевозки по морям вполне по силам нескольким компаниям. Сроки службы судов – десятилетия, потому у судоходных компаний малая потребность в продукции судостроителей. Большой флот Украине не нужен – сейчас на нем перевозить нечего. А строительство судов в надежде, что их кто-то купит, сопровождается значительным риском, который могут покрыть только высокие прибыли. Но ничего подобного николаевское судостроение нынче не производит.

Собеседник: Каковы перспективы улучшения дел у судостроителей?

Губернатор: Судостроение – это переработка металлов и насыщение кораблей оборудованием. В мире такая деятельность считается прибыльной. Создание сложных инженерных изделий – судов – требует проектных, технологических и конструкторских решений. Так инновации поддерживаются ресурсами и воплощаются в реалии.
На Николаевщине с этими делами все обстоит не слишком радостно – небольшое количество заказов на судостроительных предприятиях малоприятно. Из такого состояния возможно два пути.
В одном – можно больше ждать, чем решительно действовать.
А во втором – активно действовать и постоянно тормошить ситуацию в надежде на улучшение дел. Этот путь хлопотный – требует участия власти, бизнеса, конструкторов и строителей, но ведь результат того стоит. Так «мало-помалу» дело может наладиться и у Николаевщины вновь будет свое выразительное лицо.

Собеседник: Почему же это «мало-помалу» длится уже два десятилетия?

Губернатор: Николаевское судостроение родилось в морской державе, у которой недоставало боеспособного флота. Потому основой процветания были военные заказы за бюджетные деньги. Коммерческое судостроение в Николаеве очень долго оставалось на втором плане.
Курс на строительство гражданских судов наметился лишь с середины двадцатого столетия: в дополнение к существующим заводам и учебным заведениям были созданы и успешно заработали проектные, конструкторские и технологические структуры.
Однако переустройство Украины в независимую державу отразилось на потребности в морских услугах – сокращение всех составляющих флота превратилось в факт. Заказы новых судов стали редкими и малочисленными – места на рынке стало хватать лишь самым сильным. Большинство проектных, конструкторских и технологических структур рухнуло. Они могли бы торговать качественными проектами и разработками, но таковых товаров они не имели.
Потому перемены стали неизбежными – предложения судостроителей превышали спрос на их услуги. Хорошего метода защиты от такого явления мир не знает. Оппоненты здесь могут возразить примером Японии или Кореи. Но в Японии государство лишь поддержало частный капитал, а не вложило свой. И, кроме того, Япония – это страна с незначительными сырьевыми ресурсами, которые самым дешевым образом могли быть ей доставлены только морским путем. Интересы государства и бизнеса совпали, и инвестиции в судостроение Японии стали едва ли не самыми масштабными из всех прочих направлений. В Украине все иначе. 


Собеседник: Нынче николаевское судостроение возлагает большие надежды на строительство корветов за бюджетные средства. Это что повторение прошлого?

Губернатор: Нет, это не повторение прошлого. Корветы и коммерческие суда – два разных направления возрождения николаевского судостроения. У государства нет высокого спроса на услуги корабелов при существующих объемах грузовых потоков – потому вкладывать средства пока не очень эффективно. Однако и мешать подъему судостроительной отрасли государству тоже не выгодно – если бизнес намерен инвестировать средства, то такие инициативы будут поддержаны – отражено в национальной программе развития внутреннего рынка.


Собеседник: Господин Губернатор спасибо за участие в диалоге и до встреч в будущем.








Губернатор – нарицательный,


Образ – собирательный.


Губернатор – живой,


Совсем – другой.


Светлое в нём – тепло несет,


А темное – холодом отдает

Уважаемый Читатель! Прошу сказанное от имени Губернатора воспринимать как мнение Губернатора нарицательного. Если есть желание с ним пообщаться пишите nikita 841@mail.ru и диалог обязательно состоится.
P.S. Один из законов Власти гласит: «Сохраняйте силы и энергию, копите и их в концентрированном виде. Так добьетесь большего – интенсивная разработка побивает экстенсивную» (Р. Грин, «48 Законов Власти»).

Возможно, на Николаевщине этот закон и станет явью. Так ли это – покажет время?






В.А. Никитин, 
эксперт Всеукраинской экспертной сети,
 19 марта 2012 года


1 комментарий:

  1. Уже не нарицательный, а живой губернатор вдруг в пятницу объявил, что терминатор Николаевского судостроения - НИБУЛОН планирует купить левобережную часть завода им. 61-го коммунара! Последний завод пошел с молотка!

    ОтветитьУдалить