понеділок, 24 жовтня 2011 р.

Крейсер-музей для города лучше, чем металлолом

От эпохи советского боевого кораблестроения в Николаеве на разных судозаводах осталось две боевых единицы. На ЧСЗ занимал всю достроечную набережную новейший авианосец «Варяг», а на заводе имени 61-го коммунара – ракетный крейсер, четвертый из серии «Слава». В конце 90-х, аккурат за несколько месяцев до присоединения колонии Макао к коммунистическому Китаю, тамошняя подставная фирма, якобы для развлечений, покупает николаевский авианосец по цене лома. Ракетный крейсер примерно в те же годы – переименовывают в «Украину», поднимают флаг и заселяют экипаж. Готовность крейсера была в районе 97%, корабль был к походу готов, а вот к бою… Ракеты главного калибра, которые предназначены для поражения надводных целей на расстоянии до 500 км. из России никто не собирался поставлять независимой Украине. Кроме всего прочего, корабль явно наступательного характера вовсе не вписывался в оборонительную доктрину Украины. Ну и нельзя забывать, что корабль проектировался в начале (!) 70-х прошлого века. Такой устаревший корабль флоту, «зажатому» во внутреннем море, эксплуатировать дело затратное.

Что делать? У РФ есть 3 аналогичных корабля на каждом из флотов. После конфликта с Грузией, где принимал участие головной корабль, сегодня флагман Черноморского флота - «Москва», премьер РФ направил на николаевский завод экспертов. Мол, посмотрите, братцы, что там с кораблем?

Военно-морские специалисты из белокаменной несколько дней тщательнейшим образом делали ситуационный анализ корабля и сделали свое заключение. Несмотря на то, что нынешний министр обороны РФ весной поднимался на палубу крейсера, уже снятого с учета в украинском флоте, ни он, ни один из принимающих решения российских политиков, с тех пор не высказываются в пользу необходимости для своего ВМФ этого корабля.

Украинские министры, кандидаты в депутаты и президенты за 20 лет не раз обращали внимание на этот корабль. Что-то говорили, но в результате к заводской набережной крейсер практически приварен намертво.

Пару лет назад действующий николаевский городской голова Владимир Чайка предложил организовать на базе недостроенного крейсера "Украина" музей. Идея яркая, амбициозная, тем более что в Николаеве 40 лет работает прекрасный музей судостроения и флота, который с удовольствием готов принять в свои фонды такой экспонат. Команду для музея-корабля можно совершенно спокойно набрать здесь же в Николаеве из офицеров-пенсионеров флота. Идея оказалась не востребованной. Точнее, для ее реализации нужно много воли, чтобы передвинуть корабль на 300 метров вдоль набережной Ингула за акваторию режимного завода. Где вы видели в подчинении министерства культуры боевой корабль? Ну и где взять несколько миллионов гривен на приобретение краски и наведение хваленого флотского порядка, чтобы организовать зону отдыха и образования, хотя бы на палубе крейсера. А вот тут и начинаются главные проблемы.

Культурно-познавательный центр на берегу Атлантики, например Бостон, который был весь напичкан портами и верфями 200 лет, сегодня полон университетами, концертными залами, галереями и музеями. Знаменательно, но именно здесь на вечной стоянке находится корабль флота США №1 «Конституция», который был единственным боевым кораблем взбунтовавшихся североамериканских штатов. Нынче, со всех разросшихся штатов, сюда едут туристы, везут детей и заполняют многочисленные рестораны и гостиницы. Без идеи и ее продвижения в Николаев не потекут туристы и уж тем более - инвестиции.

Путешествуя по США, был я и в музее неподалеку от Вашингтона, который размещен в бывшем заводе торпед. Тогда подумал что это именно то, что может быть реализовано в Николаеве, где из более 200 км, добрая половина береговой линии в черте города, занято объектами бывшего советского военного судостроения. При том, что это может быть группа музеев, связанных с морехозяйственной деятельностью человека от древних времен до сегодняшнего дня.

Для Николаева, где за 200 лет родилось большинство кораблей Черноморского флота и многие уникальные корабли советского ВМФ, это было бы достойным замещением некогда профильной деятельности. А главное - это соответствовало бы современной парадигме развития городов, как мест, концентрированной передачи информации. Тут же можно было организовать места проведения выставок и ярмарок яхтенного и прочих водных видов спорта, а также центры подготовки персонала как для проектирования, так и эксплуатации судов. Вернуть кораблестроение в наш город, в его центральную часть будет равносильно возрождению торпедного завода на реке Потомак. Можно, но дорого и не безопасно.

Проект крейсеров типа «Слава», один из которых «застрял» в Николаеве был разработан в начале 70-х в рамках советской военной доктрины, на вывод флота в океан. Несколько слов об отце этой стратегии Сергее Горшкове. Родился в Каменец-Подольске в семье учителей. Безусловно, везучий и талантливый штабной офицер он не командовал кораблями с крупным тоннажем. Перед войной прошел курсы командиров миноносцев, но в, то время этот корабль был водоизмещением меньше сегодняшнего ракетного катера. В Великую Отечественную войну Горшков командовал десантом в 1941-м под Одессой, Азовской флотилией, действующей в тылу у немецких сухопутных фронтов, Дунайской речной флотилией. Нисколько не преуменьшая доблести флотского начальника, отмечу, что психология капитана маломерного судна отличается от командира крейсера или линкора. Или ты командуешь маленьким, быстрым, но деревянным катером или бак твоего корабля не виден в туман с мостика — разница есть и не малая.

Корабли океанской зоны строили в Николаеве и до революции. Чего стоят дредноуты типа «Императрица Мария», вполне конкурентные в 1915-17-х годах. Советский флот до 50-х эксплуатировал корабли этой серии под названием «Красный Кавказ» и «Червона Украина». Их габариты и команда, кстати, даже превышали бывший крейсер «Украина», ржавеющий у достроечной стенки на старейшем судозаводе Николаева.

Горшков в середине 50-х, когда стал заместителем, а потом и главком ВМФ положил край строительству крупных надводных кораблей. В Николаеве в 1955 году был порезан на металлолом прямо на стапеле суперкрейсер «Сталин». Корабелы тогда впервые всплакнули.

Горшков стал адептом подводного флота.

На долгие 25 лет сложилось отставание советского флота в океанской зоне над водой. В то время и США, благодаря старанием «отца еврейского--подводного флота» адмирала Риковера, «нырнули» глубоко в пучину. Но предусмотрительно законсервировали у стенки свои линкоры типа «Миссури». Скажу, что сегодня эти гигантские корабли реконструированы и служат в составе USnavy.

Крейсер, что остался от СССР в Николаеве имеет 16 шахт для стрельбы уже снятыми с производства ракетами боевой задачи — уничтожать крупные надводные цели. В натовской классификации крейсера типа «Слава» зовутся убийцами авианосцев. Только против каких авианосцев будет действовать украинский например, крейсер?

С приходом маршала Димы (Устинова) к управлению советским оборонным ведомством, военно-промышленное лобби смогло «переубедить» строптивого стареющего адмирала. Нужны были крупные проекты, меняющие инфраструктуру верфей их снабжение, все это давало красным директорам огромный ресурс и влияние. В одном только Николаеве под новую серию аваносцев строились вузы, микрорайоны, гостиницы и аэропорты, вокзалы и причальные стенки.

И началась лихорадочная стройка тяжелых аванесущих крейсеров типа «Киев» в Николаеве и атомных ракетных крейсеров типа «Киров» в Ленинграде. Сегодня в строю осталось по одному кораблю каждого класса. Что произошло, ведь у американцев на боевом дежурстве линкор Нью-Джерси 1946 года постройки?

Все дело в том, что советский военный флот, как и его предтеча — императорский, не имели пожалуй главного — заморских баз снабжения. Мало иметь отважных моряков и многоопытных капитанов, нужно чтобы корабли в разных частях мирового океана имели гавани, где можно сделать мелкий ремонт, пополнить боекомплект и запасы провизии, воды, топлива. Всего этого у советского флота не было, как и нет сейчас у российского, но есть у американцев. Да, все их 11 авианосцев годами в море, но команда меняется как часы, каждые 4 месяца, один экипаж отправляется на отдых, второй на службу, третий — на учебу.

Вопрос о том, нужен ли устаревший корабль российскому флоту имеет очевидный ответ! Тогда кто заинтересован втянуть украинское правительство в якобы сделку о его покупке/передаче?

Буквального ответа пока нет, но есть гипотезы. Одна из них, что это необходимо чтобы освоить приличный госзаказ на модернизацию корабля и его вооружения не в своем государстве. «Ну знаете, там ведь коварные „хохлы“ эту загогулину делали… что стоит так дорого — надо у них спросить». Скорее всего речь идет о банальной алчности.

Думаю, что идея мера Николаева В.Чайки — сделать из корабля музей, самая здравая. Вот только кто будет покупать этот музейный экспонат оптом или в розницу — покажет время.

Кстати, из двух николаевских авианосцев, купленных у российских военных (Киев, Минск) КНР сделал прекрасные военно-технические музеи. Ну а тот, что в конце 90-х провожали из Николаева со слезами, очень быстро стал прототипом для строительства первого китайского авианосца. Этим летом, переоборудованный «Варяг» вышел в Южно-китайское море в свой первый боевой поход.

Еще один крейсер 50-х годов николаевской постройки, легкий артиллерийский - «Кутузов», пару лет назад стал на историческую вахту в бухте Новороссийска. Недалее, как в конце лета, Владимир Путин произносил яркие патриотические речи на борту этого корабля-музея.

Утилизация кораблей такого тоннажа и размера дело не только сложное, но и весьма затратное. При плановой экономике делали это с неохотой. Крейсера загоняли в дальние бухты, или отправляли на остров Новая Земля, корабли меньшего ранга использовали в качестве мишеней и топили в конце-концов в море. Уже поэтому, использование некогда «Украины», в качестве военно-морского музея весьма здравая и самая низкозатратная идея. Все другие способы использовать этот осколок советского флота требуют геополитической воли и значительных бюджетов. За 20 лет независимости ни того, ни другого не нашлось.

В.Головченко


Немає коментарів: