неділю, 13 березня 2011 р.

Корабел-директор под прицелом историков

Величие предков очевидно проступает, когда сравниваешь их деяния с потугами современников. На уходящей неделе в Николаеве отцом и сыном Горбуровами была презентована книжица о легендарном директоре ЧСЗ А.Ганькевиче. Авторы подошли утилитарно к оценке деяний этой личности: перечислили то, что смогли по-быстрому найти или собрать. Замечательным, но мало говорящим фактом стала публикация архивных документов о дворянском происхождении Анатолия Борисовича. Да и фотографии подобраны лишь "придворного" характера.
А в чем была уникальность этого директора?
Одни говорят, что он очень хорошо умел ладить с министерством судостроительной промышленности СССР. Другие - что он чуть ли не "кормил" это ведомство, поэтому и выдергивал самые лакомые заказы. Еще бы - при нем были построены вертолетоносцы "Москва" и "Ленинград", ТАКРы "Киев" и "Минск", запущена программа модернизации завода. Директор завода, всей авианесущей корабельной программы СССР - это адмирал военно-промышленного комплекса. Адмиралов наш город знал многих, они его и создали. Во второй половине 20-го века завод, которым руководил А.Б.Ганькевич, выполнял огромную градостроительную программу, куда входили, и дворцы культуры, и стадион, и пансионаты, а город вырос на треть! А флота, пополнились за время его директорства на 2-х заводах более чем 300-ми судами и кораблями. Я думаю, это абсолютный рекорд.
Его умение работать с людьми, их хорошо подбирать и расставлять до сих пор вызывает удивление. Ну а демократизм, был не напускным, а реальным. Одним словом нынешняя публикация оставила много "белых пятен" в том числе и в биографии директора двух николаевских верфей.
Не в плане критики, а только ради объективности, можно сказать что данное издание, хорошо отпечатанное у местного издателя П.Шамрая, неопределенного жанра. Точнее - смешение жанров и торопливость подготовки материалов не позволяет любопытному николаевцу-современнику быть удовлетворенным. Явно будут другие труды. Так и просится исследование, как "Толя Боря" - так звали директора заводчане, поучаствовал в "строительстве" николаевской конрэлиты, которая со временем стала визионерами Николаева.
Попытка художественно и документально осмыслить появление в Николаеве двух людей влюбленных в кораблестроение: Шнеерсона, Любавичского ребе и Ганькевича, Героя Социалистического труда, которые принимали самое непосредственное участие в великой кораблестроительной гонке 20 века, между надводным и подводными флотами, впереди. Но об этом - позднее. Читайте у нас на сайте ...


Немає коментарів: