четвер, 13 липня 2017 р.

Кукушата революции

Революционное время рождает и соответствующую эстетику. Сто лет тому назад, после октябрьского переворота бурно стал развиваться кинематограф. Большевики вовсю задействовали движущуюся картинку для агитации и создания, как мы сказали бы сегодня - виртуальной реальности. Для малограмотного населения - это был приговор.
Мы уже рассказывали о феноменальном успехе новаторской ленты Дзиги Вертова, "Человек с киноаппаратом". Этот фильм в курсе операторского мастерства Голливудских киношкол и Колледжа прессы и ТВ(Николаев) изучается не один год. 
Михаил Кауфман
А вот героем с кинокамерой 20-х в фильме и собственно, оператором, выступил брат Дзиги - Михаил Кауфман. Фильм снимался несколько лет на улицах Одессы, Харькова и описывает становление советского порядка. Братья работали во время коллективизации в Украине и сняли несколько черно-белых лент посвящённых индустриализации. На фестивале
нынешнего года в Одессе будет показ фильма Михаила Кауфмана "Небывалый поход". Фильм
предваряющий трагедию Голодомора. Братья разошлись по каким-то причинам и стали снимать отдельно. Михаил был талантливым оператором, инноватором применил много технических новинок для съёмки,  которые сам изобрёл. А вот судьба - его не пощадила. Хоть он и прожил в СССР до 80-х но в сталинские годы потерял (буквально) любимую, подданную буржуазной Италии и ребёнка. Но продолжал восхвалять социалистический порядок и строителей коммунизма. О чем собственно и был снят фильм "Небывалый поход" в Украине, во время уничтожения крестьянства колхозным молохом.

Очень много кадров кинохроники, которой мы сегодня "обвиживаем" события предвоенной поры снято этими талантливыми братьями. Названия фильмов снятых в это время на украинской кинофабрике - «Ентузіязм: симфонія Донбасу» (Дзиґа Вертов, 1930),
«Навесні» (Михаїл Кауфман, 1929). Почти все известные кинокадры Ленина сняты именно Дзигой Вертовым. В 1934 году он для "подстраховки" монтирует 3-х серийную ленту о вожде. Сталин его "не трогает", а отряжает создавать союз кинематографистов. Им обоим позволяли многое снимать. Это не только раскулачивание и строительство заводов-гигантов, но милитаристские "игрища" и освободительные походы на Западную Украину и Белоруссию, а точнее - раздел Польши.
Кауфманы Давид(Дзига) и Михаил крутили ручку кинокамеры в Совдепии, а где-то во Франции их младший брат Борис снимал авангардное игровое кино этой страны. Затем он вынужден был бежать от фашистов, оккупировавших Париж в США и со временем стал в Голливуде очень востребованным оператором. А его "советские" братья вынуждены были скрывать родство. Особенно во времена чисток, за родственника на Западе можно было пострадать.
Кауфман снимает всю войну кинохронику. А Вертов до смерти в 1954году - работает оператором-монтажером киножурнала "Новости дня" -- чистого агитпропа. Изощренная пытка для того, кого ещё в начале 30-х его справедливо считали родоначальником нового эстетического направления в кинематографе. И хотя физически им удалось пережить сатрапа, расцвет их творчества пришёлся на относительно свободные для эстетики годы(29-е). Как только сформировался культ личности, а с помощью кино это происходило во сто крат эффективней, новации кино уже никому были не нужны! Давай оболванивание, да по-больше метров! Революция, как известно умеет пожирать своих чад.
На перекуре с Марлоном Брандо(слева) во время съемок.

Младший из братьев Кауфман Борис с 40-х трудится в Северной Америке и снимает практически всех звёзд 50-х. Получает Оскара и чуть было не становится "жертвой" антикоммунистической  кампании в американском кинематографе. Потом у него случится конфликт, но с цветом. Он привыкший снимать черно-белое кино не сразу примет новые времена. Средний и младший братья умирают в один год. Так закончилась яркая эпопея наверное самых диковинных кинобратьев. Их жизнь и творчество однозначно заслуживают стать сюжетом яркого драматического кино. Но это будет - другая "фильма"!
В.Головченко.


Немає коментарів: