неділю, 10 січня 2016 р.

«НЕ Я ВЫБИРАЮ ПЬЕСУ, А ПЬЕСА ВЫБИРАЕТ МЕНЯ»

Возвращаясь к вчерашним постам в социальной сети. Писали о том, что в Николаеве родилось масса ярких, талантливых людей, но пригодились они в других местах. Один любавичский ребе Шнеерсон или самый удачный и массовый переводчик Шекспира с английского – Петр Вейнберг чего стоят?! В результате - элита не похожа на элиту... Наверное, потому что идеологический спрос был на корабела! Знакомый одесский журналист Александр Галяс тут же откликнулся и вспомнил, что днями 85-летний юбилей одного уроженца Николаева у которого он брал интервью.
О сколько их, детей Николаева по миру живут? А вот бы всех вспомнить? И тех кто жив - пригласить на высокий берег Ингула прогуляться по Флотскому бульвару? Компота выпить...


Аркадий Фридрихович Кац  — советский, украинский, латвийский и российский театральный режиссёр и педагог. Народный артист Латвийской ССР  и Украины, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Родился 5 января 1931 года в Николаеве, в семье финансового работника.
Окончил Николаевскую среднюю школу (1947), актёрское отделение Одесского театрального училища (1951) и режиссёрский факультет Ленинградского Государственного Института театра, музыки и кинематографии (1960). Работал актёром в Одесском театре Советской Армии и Русском драматическом театре города Бельцы (1951—1952). Режиссёр Ижевского русского драматического театра (1960—1962) и Рижского театра русской драмы (1963), главным режиссёром которого был четверть века (1964—1988). Режиссёр Государственного академического театра им. Е. Вахтангова (1988—2002), с 2002 года -  режиссёр Театра «У Никитских ворот»
Скупые строки  биографии  дают лишь приблизительное представление о личности этого Мастера.   Аркадий Кац входит в число очень и очень немногих руководителей нестоличных театров СССР, которым удалось сделать свои коллективы всесоюзно известными (Кроме него, это П.Монастырский в Куйбышеве, Ю.Киселев в Саратове,  А.Бородин в  Кирове и ряд других).  Более того, некоторые пьесы в Рижском  театре русской драмы шли  раньше, чем в Москве или Питере.  Самый наглядный пример – «Утиная охота» А. Вампилова. Рижане  с успехом  гастролировали в самых крупных городах  Союза.  Регулярно привозили свои спектакли  в Одессу. Это  интервью было взято для одесского радио во время гастролей 1986 года.    
- С чего начался ваш путь в режиссуру? 
- Как и у очень многих – с самодеятельности родного Николаева. Увлекался театром - даже не могу вспомнить точно, с какого времени. Кончилось увлечение тем, что я поступил в Одесское театральное училище, в то время - одно из  лучших театральных  учебных заведений страны.
Все мы, закончившие это  училище, всегда вспоминаем его с глубокой благодарностью, как и своих педагогов.
 Я учился на первом курсе у Кирилла Иванова, а на последующих трёх  - у Алексея Матвеевича Максимова. А с первого по четвертый курс нашим педагогом по мастерству была Мария Исаевна Каменецкая. Вот этим трех людям я и обязан всем тем,  чем руководствуюсь и сегодня.  Затем служил актером  в Одесском   театре Советской армии, работал в Молдавии. Отслужил в армии, поступил в ЛГТМиК (Ленинградский институт театра,  кино и музыки), окончил в 1960-м году режиссёрский факультет и по направлению поехал в столицу Удмуртии Ижевск. 
-  А что,  в Питере не удалось остаться?   
-  Я считаю, что мне очень повезло, потому что сразу получил возможность работать в полную силу.  И когда  я сейчас выпускаю уже своих учеников, то каждому из них  советую ехать работать туда, где ты нужен, где ты сможешь проявить себя. Ведь в  юности ничего нет прекраснее, чем растрачивать свою энергию … 
Видимо, неплохо проявил себя в Ижевске, раз спустя три года после окончания института  был приглашен на работу в Ригу, в Театр Русской драмы. 
- Как вам удалось  создать в провинции (по советским меркам) театр, который по популярности конкурировал со столичными?  
-  Традиции этого театра уникальны.  В  нем с самого момента создания в 1883-м году, собралось большое количество  одарённых людей.  Кроме того, в конце 19-го века в Риге регулярно гастролировали артисты императорских театров, что формировало и атмосферу,  и вкус  зрителей.  А когда в 1902 году сюда пришел выдающийся антрепренер  Константин  Незлобин, то вообще начался  расцвет театра. И  если во МХАТе, безусловно,  первом театре начала ХХ века, шли новые  пьесы Чехова и  Горького, то буквально в те  же месяцы проходили  премьеры и в Риге. А  Горький  не только предлагал театру  свои пьесы, но и принимал непосредственное участие  в их создании.   Тем более, что  в Рижском театре одно время  работала Мария Андреева, ставшая его женой.  А еще  ведь   в этом театре работали молодые в ту пору  режиссеры Коте Марджанишвили и  Александр Таиров, ставшие впоследствии мастерами мирового уровня. Ну, и как забыть Михаила Чехова, который провел тут два сезона?!  
Так что мне было на что опереться....
- Репертуар вашего театра не уступает столичным коллективам.   Как вы выбираете пьесы для постановки?  
- Поскольку мы живем в столице союзной республики, то каждый год  в обязательном  порядке ставим русскую классику.    Мне кажется, что любое крупное классическое произведение современно всегда. В «Ревизоре» или «Чайке»   есть все то, о чем  нам необходимо говорить сегодня. К сожалению, в современных пьесах часто не хватает высокой литературы.  Кроме того, надо учитывать мой, уже вполне преклонный возраст.  Чего греха таить, уже не я выбираю пьесу,  а пьеса выбирает меня.   
- Чего вам не хватает в современной драматургии? 
-   Нынче считается, что в спектакле    должен быть этакий «джентльменский набор»: чтобы гремела музыка, обязательно были поющие актеры, словом, чтобы спектакли были шумные, громкие…  А мне кажется, что зритель уже соскучился по  тишине, по психологии, по характерам,  по сосредоточенности, которая, увы, стала уходить из театра.  
- Но ведь  современный театр  считается «режиссерским»… 
-  Говорю совершенно честно, я не понимаю этого термина  -  режиссерский  театр. Если  театр хороший, то в нем и  режиссер хороший, и актеры, и пьесы  идут хорошие. А если  театр плохой, то в нем плохо все. Я видел спектакли  крупнейших режиссеров и у них всегда хорошие артисты. Потому мне кажется, что разговор о «режиссерском»  или каком-либо другом театре – просто беспредметный. 
Другое дело, что в нашей стране слишком много театров, хотя и говорят, будто их мало. Мы не можем  обеспечить такое количество театров высококвалифицированными режиссерами. Режиссер - профессия редкая, тут   счет не может идти на  сотни.  В лучшем случае, мы можем рассчитывать на десятки людей, способных всерьез заниматься этой профессией. 
Режиссер - профессия двадцатого века. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
-  В вашем театре всегда играли хорошие актеры. Но «звездами»  они становились, только после переезда в Москву или Ленинград. Яркий пример - Александр Боярский, который, на мой взгляд, взгляд, по таланту превосходил своего знаменитого брата.  Почему так получается?        
- Давайте не путать понятия!  Может быть, вам известны  сугубо театральные «звезды»?  Мне известны «кинозвезды», работающие в театре, а это - не одно и тоже. К сожалению, публика очень часто идёт не на спектакль, а на актера, иногда даже  не на хорошего, а на известного актера,  что  также не одно и тоже.  Увы,  не всегда популярность совпадает  с одаренностью. Я бы сказал, что чаще всего не совпадает. Или совпадает  в исключительных  случаях, как у Высоцкого либо Ульянова.
 Я лично считаю, что в спектакле должен быть ансамбль.  Если хотите, я за  спектакль без «звезд».   И с равным уважением  отношусь  и к самым  одаренным артистам, играющим центральные роли, и  актерам, играющим крошечные роли, эпизоды, при условии, если каждый из них играет с  максимальной отдачей. Ведь  каждого из нас Господь Бог одарил по-разному. 
Подготовил Александр ГАЛЯС. 


Немає коментарів: