пятница, 21 февраля 2014 г.

«10 ДНЕЙ НА МОРЕ» живопись Татьяны Купцовой

В ноябре 2013 года Татьяна Купцова провела десять дней на пленере в Бугазе в пустынном отеле на берегу моря. Результатом этого стала серия работ, в которой художница изучает различные состояния моря в разное время суток: сдержанный рассвет, тускло серебряное утро, индиговый полдень, сребристо-жемчужное предвечерье и драматично-синий вечер. Мы даже в реальной жизни редко видим осеннее море, не подозревая, какая суровая, но, в то же время, хрупкая красота в нем кроется, а изображать море положено либо солнечным и приветливым, либо же пресловутый «девятый вал». Поэтому самым ценным в этих работах является тонкая передача изменчивых состояний осенней атмосферы и водной среды, «словленность» мгновения перехода от покоя к проявлению мощи или, наоборот, умиротворению стихий. При этом колорит каждой


работы строится на разработке одного-двух, максимум трех сближенных цветов: есть почти монохромные (голубая и серебристо-белая), есть совершенно холодные, есть мягкие и теплые полотна, написанные в свойственной художнице широкой экспрессивной манере. Но такой колористический минимализм выгодно работает на большую выразительность и особую атмосферность этих работ, которые словно бы приносят с собой холодное, но чистое дыхание осеннего моря.

Но особенно удивительным является то, что эти пленэрные работы не совсем пленэрны. У Татьяны Купцовой давно сложился свой очень специфический творческий метод работы с натурой. Она никогда не выходит на этюды с мольбертом как это делают другие художники. Она просто гуляет с маленьким блокнотиком, в который вносит то, что называет «каракулями» - это даже не совсем наброски, а специфические «мнемонические картинки», которые фиксируют общую композицию увиденного, соотношение масс и объемов. Цветовые соотношения и природные состояния художница просто запоминает и воспроизводит их потом за мольбертом, когда расшифровывает свои «записи», отбрасывая лишнее и упорядочивая элементы таким образом, что то, что может казаться этюдом, является, на самом деле, законченной картиной. «В этюдных работах пишут все подряд – что видят. Поэтому в таких работах много лишнего», - говорит художница. Писать с фотографии она также не видит для себя возможным, поскольку «тонально фотография дает совсем другое ощущение – банальной картинки. В природе же есть напряжение». Это природное напряжение и его разрешение присутствуют в работах этой серии, как метафора непрестанного становления мира и неуничтожимости вечного коловращения материи и энергии.

Работы выставляются впервые, и мы посвящаем эту выставку всем тем, кто ищет утешения и надежду в столь трудный для мира час.



Александра Филоненко, искусствовед

















ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФИРМЫ «КРЕДО»


Комментариев нет: