пятница, 1 ноября 2013 г.

Путешествия в картинах Молдованова





Художники редко путешествуют просто так – они ездят на пленэры. С разными целями, но, в основном, с художественными, ибо там они предположительно пишут этюды. И вот однажды Дмитрий Молдованов отправился со своим другом-художником Олегом Колбановым и его супругой Еленой в путешествие на яхте «Мрія» по Каневскому водохранилищу. Широкие воды искусственного моря и песчаные острова, на одном из которых даже обнаружилась гора «Сент-Виктуар» (привет Сезанну, кто не знает), произвели на Дмитрия Молдованова, такое впечатление, он написал целую серию совершенно неожиданных этюдов. Результатом этого и стала данная выставка.



Заглавной работой выставки все равно является сочиненная композиция «Велика(я) вода», которая представляет собой нечто вроде собирательного образа этого водного путешествия: тут вам и необозримая широта водного простора (берега не наблюдаются, но наблюдается изрядное количество всяческих островов – от идиллически-райских с лежбищами праздных купальщиков до затонувших заводов), водный транспорт (как благословенная яхта «Мрія», так и некий Корабль (точнее баржа) Дураков, на котором разворачивается автономная история, достаточная для отдельной работы, с отнюдь не простодушно-наивными аллюзиями), и обязательная для всех работ Молдованова (водная) растительность. А надо всем этим возвышается (божественная) фигура собственно творца данного художественного универсума. Получается такая себе водная украинская Вселенная, предполагающая многоуровневое прочтение (у кого за что глаз или душа больше зацепится) и выдающая Молдованова с головой как художника отнюдь не наивного. Ближе к модусу наивности стоит очередной автопортрет художника, который выступает теперь в ипостаси неандертальца – вида человека разумного, находившегося, очевидно, в более близких (и наивных) отношениях с природой, чем мы.

Что же касается самих этюдов, то в них поражают две вещи: почти академическая сдержанность колорита и сложная разработка цвета (напоминающая, что Молдованов все-таки учился в одном из отечественных оплотов академизма – Одесском государственном училище им. Грекова) в сочетании со все тем же примитивистически-наивным отсутствием развития пространства в глубину и обратной перспективой. И все это помножено на обобщенность форм и экспрессивность и широту письма. В итоге перед нами работы, которые поражают своим гибридным визуальным кодом, дающим, тем не менее, ощущение свежести взгляда на привычный уже жанр пленэрного этюда. И, как мне кажется, передающие приятные впечатления от летнего художественного путешествия.

Выставка открывается 1.11. в 18.00 и будет работать три недели в галерее на Спасской,45



Александра Филоненко, искусствовед



Комментариев нет: