понедельник, 12 августа 2013 г.

Зачем принимались новые законы о земле?


Эксперты признают, что процедура согласования землеустроительной документации в последнее время все более усложнялась. Фактически наступил момент, когда отводить участок стало крайне сложно, а согласование документации напоминало бег с препятствиями, возникающими в самых неожиданных местах. Вполне понятно, что это никоим образом не содействовало развитию сельских территорий и аграрного бизнеса. Для решения этой проблемы в июле текущего года был принят закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере земельных отношений относительно упрощения процедуры отведения земельных участков», который касается земель государственной и коммунальной собственности. Недавно он вступил в силу. Подробно о нем – в интервью с директором Ресурсного центра по правам на землю, созданного при поддержке Проекта USAID «АгроИнвест», президентом Ассоциации «Земельный союз Украины» Андреем КОШИЛЕМ.

- Что побудило к принятию закона?

 

- До недавних пор существовала серьезная коллизия между двумя законами в вопросах землеустройства, которые были приняты в 2012 году. Первый из них отменял существование комиссий, занимающихся согласованием землеустроительной документации. А другой, принятый буквально вдогонку – через неделю, снова вводил эти комиссии в законодательное поле. Поэтому существовала полная неопределенность: нужны ли упомянутые комиссии или нет.

Есть и другой вопрос. Он касался эффективности работы таких комиссий. И того, что они, разворачивая свою работу, несли большие коррупционные риски. И в действительности не упрощали процедуру отвода земельных участков, а делали ее более длинной, более затратной и более рискованной для тех, кто обращался в эти комиссии.

- Удалось ли существенно упростить процедуру получения прав на землю гражданами?

- На наш взгляд – да. Дело в том, что до принятия этого закона на отвод земельного участка нужно было получать согласие от пяти органов, но такая процедура не всегда была целесообразной.

Так, органы охраны культурного наследия были вписаны во все проекты землеотвода, которые ранее разрабатывались, причем, независимо от того, находился лиземельный участок в историческом месте или нет. Часто это приводило к тому, что местные органы культурного наследия могли не совсем корректно пользоваться таким своим правом и требовали проведения раскопок или какой-то инвентаризации по земельным участкам, где в этом потребности не было. Поговаривают, что даже существовали неофициальные расценки на проведение таких работ, точнее, на получение согласия от такого органа.

То же касается и других согласительных структур. К тому же комиссии должны были согласовывать документацию коллегиально и для этого должны были образовываться из представителей этих органов. Но в действительности этого удалось достичь не везде. В отдельных местах они вообще не были созданы, в других работали нерегулярно, или, если собирались, то не принимали решений.

Поэтому физические лица – крестьяне должны были самостоятельно проходить эти все согласования и подвергаться коррупционным рискам, значительным финансовым затратам.

- Большое количество платных экспертиз, которые проводились в прошлые годы, дополнительным финансовым грузом ложилось на плечи граждан, которые вступали в собственность землей. Как ситуация будет выглядеть в связи с принятием нового закона?

- Эти согласования будут существовать лишь в том случае, если земельный участок попадет в сферу деятельности определенной службы. Если участок находится в историческом месте, нужно будет согласование органов культурного наследия. Если же нет – без этого можно обойтись. Кстати, таких земельных участков будет преимущественное большинство, наверное, 95%. То же касается и санитарно-эпидемиологических органов. Если участок находится в охранной зоне каких-то объектов, например, водозаборов и пр., тогда нужно будет согласование такого органа. В других случаях оно не нужно. Это означает, что существенно упростится вся процедура – сократится не только время, сократятся трудовые затраты, коррупционные риски.

- А как люди будут узнавать, какие именно экспертизы они должны пройти?

- Сохраняется основное согласование – с органами земельных ресурсов, которые в земельном кадастре должны учитывать эти охранные зоны, исторические места и пр. С их помощью будет определяться, нужно ли также согласование других органов, и в каком ракурсе.

- Законом ликвидированы комиссии по вопросам согласования документации по землеустройству. Что это дает обычным гражданам?

- Громоздкий коллегиальный орган в данном случае не оправдал поставленного перед ним задания. Я уже упоминал, насколько неэффективно работали такие комиссии во многих местах, как затягивали решение тех или иных вопросов. Были проблемы с печатями этих комиссий и пр. Таким образом, можно было подать к ним документы на землеотвод и ожидать ответа комиссии месяцами и даже годами.

Сегодня ситуация меняется. Единственное согласование – с органами земельных ресурсов не дает затягивать в целом процесс согласования землеустроительной документации.

- Где, в соответствии с законом, будет осуществляться государственная регистрация земельного участка?

- До сих пор существовала неопределенность в этом вопросе. Но новый закон расставляет все по своим местам: он предусматривает, что согласование документации будет проводиться на районном уровне. Это более целесообразно, потому что даже поездка в областной центр – это достаточно затратное дело для сельского жителя. К тому же это может быть не одна поездка, поэтому решение вопроса на районном уровне более рационально и оперативно.

Если взять область, то в ней много районов, и на штат областного управления, как правило, приходится повышенная нагрузка. Отсюда – очереди. Районный отдел отвечает за свою территорию, знает ситуацию на месте, поэтому принимает более обоснованные решения.

Тарас ТЕРНОВСКОЙ,

Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам

 



Комментариев нет: