среда, 26 июня 2013 г.

Комплименты Виннице

Очень интересное наблюдение удалось сделать нашей землячке во время резиденции в Департаменте культуры городского совета Винницы. Публикуем с некоторыми купюрами, сдерживающими эмоции.
Винничане любят свой город, скажу больше – гордятся тем, что они живут в Виннице. Но, помимо того, что жители просто любят Винницу, они доверяют городской власти и в большинстве поддерживают политику мэра и его команды.
IMG_9526
Вид из окна здания Городского совета в Виннице


03-grojsman5
Владимир Гройсман

Наверное, многие уже слышали о Виннице в контексте инноваций в муниципальном управлении. Еще больше слышали о молодом мэре, который в 2006 году в возрасте 28 лет возглавил Винницу. В Википедии о Владимире Гройсмане написано немного, но понятно, что молодой бизнесмен быстро прошел все основные выборные должности – депутат, секретарь городского совета, исполняющий обязанности мэра и мэр.
Аргумент для сомневающихся: кто бы не был замешан в приходе Гройсмана к власти, важный показатель – голоса винничан на выборах. В 2010 с рекордным показателем в 78 % поддержки, он стал мэром Винницы во второй раз.
Мэр очень взвешено подошел к инновациям. Непопулярные меры он совмещал с очень долгожданными изменениями для горожан, такими как решение проблем несанкционированной торговли, ремонта дорог и занятости населения.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
“Открытый офис” в холле Городского совета Винницы

Очень много сделано в системе управления городом. После нескольких часов в Городском совете начинаешь осознавать, что «открытый офис» – это важно, а после нескольких часов в центре города понимаешь, что инновации в городском управлении позитивно влияют и на городское пространство.
В чем рецепт успеха Гройсмана и его команды? По-моему, это сочетание удачно сложившихся обстоятельств и сильной личности. Нам удалось пообщаться с Мирославом Кошелюком, директором КП «Институт развития городов», который вместе с мэром реализовывал успешные реформы. Это дотационное предприятие, основная задача которого – обеспечение развития города Винницы, а в перспективе – и других городов Украины. Хотя формально КП не является частью исполкома, но фактически – это «управление развития» всего аппарата. Институт занимается очень разными сферами жизнедеятельности города: от энергосбережения, привлечения инвестиций до памятников и фонтанов.
Если вспомнить Чарльза Лэндри и его «Креативный город», можно сказать, что подобный «Институт» – это обязательное условие движения города вперед. Чиновники занимаются решением текущих задач и проблем. У них нет времени на развитие и планирование будущего. Но если у Лэндри, на базе развитого европейского общества и системы управления, очень важно в корне изменить подход государственных служащих, то в украинских реалиях можно начать именно с создания отдельных структурных единиц, которые бы занимались развитием. Такой путь помимо Винницы выбрали еще Львов и Кривой Рог.
img_3200
Швейцарские трамваи

Винница выглядит очень ухоженным и уютным городом. В центре на улицах нет рекламных щитов, по основной улице Соборной ездит электрический общественный транспорт, а урны обклеены цветными принтами. Перед горисполкомом, который расположился в довольно мрачном здании советского образца, власти решили разбить парк с лавочками, фонтанами и газонами, на которых можно сидеть.
Культурой в Виннице заведует Департаменте культуры Винницкого городского совета. Ирина Френкель, которая пришла в управление по приглашению мэра, за шесть лет сделала Департамент «молодым», обновив кадровый состав. Департамент организует множество мероприятий, за год дополнительно привлекает в свой бюджет более 4 млн. грн. Как раз во время нашего визита тиражом в 50 тыс. экз. вышел путеводитель по культурным событиям Винницы до конца года «Только в Виннице». В Виннице проходит крупный международный джазовый фестиваль.
В целом гражданская активность винничан пока не настолько велика, как этого хотелось бы самому исполкому. Если город представить как поезд, то локомотив в лице местной власти уже оторвался вперед, в то время как вагоны с общественностью немного отстают. Но власти работают над тем, чтобы создать все условия для возникновения сильных общественных движений и организаций. Винница – комфортный и современный европейский город – так сформулирована цель городского развития в Концепции стратегии развития «Винница 2020».
21610_real
Брэнд Винницы

От концепции до стратегии городское сообщество шло 2 года. Только 20 июня 2013 года Владимир Гройсман презентовал проект Стратегии города «Винница 2020», в котором заявлен своеобразный брэнд Винницы – «SMILE CITY».
Strong community ‘City Modern City Interesting City Liveable City Energyfull City
Тот самый фонтан

Тот самый фонтан

Ходишь по Виннице и удивляешься: здесь нет чего-то сверхъестественного или радикально нового, просто все сделано с умом, на основе лучших мировых практик. Но в Украине пример Винницы пока, скорее, исключение, чем правило.
Автор: Евгения Дулько


Комментариев нет: