суботу, 12 січня 2013 р.

Елка для свалки — новогодняя экономика

Каждый Новый год обходится нашим лесам в десятки тысяч деревьев. Лишь часть из них заготавливается законно. Но большую часть «лесных красавиц» тупо воруют у будущих поколений, пока мы дурачим наших детей, водя с ними хороводы вокруг частички их же будущего, уничтожаемого нашим поколением.

В первые дни Нового 2013 года на улицах Харькова, припорошенные мокрым снегом, лежали тысячи никем не купленных сосен и елок. Брошенные на произвол судьбы нерадивыми торговцами, они лежали немым укором всем нам: не сберегли, не сохранили, не защитили от браконьеров. Да и те, что были куплены, попадут на свалку не с большим толком — дерево, которому положено расти не меньше 150-200 лет, будет изничтожено ради недели поедания салата да выпивания водки. «Традиция!» — Глубокомысленно изречет некто из маргиналов. Да нет и никогда не было у нас такой традиции! Да, действительно, наши предки-славяне ставили от сглаза веточку хвойного дерева. Но делали это, во-первых, 1 сентября, во-вторых, веточка была маленькой. Она сохла в доме весь год, чтобы следующей осенью унести с собой в костер сглаз и порчу, «собранные» за 12 месяцев. Просто невозможно себе представить, чтобы кто-то из наших далеких или близких предков пер к себе в дом целое дерево! Вся эта дутая «традиция» придумана была Совдепом, чтобы сбить людей с толку и навязать им совершенно чуждые их народам правила жизни.

Сколько елок нужно Харькову для «полного счастья» от салата оливье и водки? Опросы середины 90-х годов показывают, что 40-45 тысяч. С тех пор количество детей в городе уменьшилось, о чем свидетельствует сокращение количества детсадов, школ и других детских учреждений. Но, допустим, что сейчас количество необходимых городу елок увеличилось вдвое (это чтобы считать было легче). Сколько же елок к нам завозится официально? Только лесничества Харьковской области заявили в этом году о том, что заготовили на продажу 50 тысяч сосен и елей (http://www.objectiv.tv/111212/78402.html). При этом харьковские лесоводы признавались в декабре, что харьковские хвойные выглядят в этом году не ахти — из-за суровых морозов они стали хрупкими, потеряли много хвои. Поэтому гораздо больше в область приехало деревец из Сумской, Черниговской и Полтавской областей, традиционно были налажены поставки в Харьков из Западной Украины европейских елей (смерек), деревьев некоторых других хвойных пород. А еще 50 тысяч должно было поступить от неких «частных хозяйств» (http://www.objectiv.tv/111212/78423.html), об этом попозже. Итак, в Харьков прибыло около 140000 (считаем по минимуму) законно и полузаконно заготовленных «новогодних деревьев». Как проверить, легально ли они были срублены?

Вот уже второй год в стране проводится электронный учет реализуемых «лесных красавиц». И второй год вместо реального контроля Государственное агентство лесных ресурсов Украины нагло занимается очковтирательством. Создается впечатление, что это «агентство» поставило себе целью надругательство над здравым смыслом и уничтожение лесов страны. Дело в том, что в начале зимы-2012 (как и в начале зимы-2011) лесные генералы браво разглагольствовали о том, что «все законные елки будут с чипами». Слово «чипы» возникло в 2011, когда планировалось на каждую елку действительно ставить микрочип. Но денег на это не нашлось (вот садить леса в степях, где это делать — просто преступление — деньги находятся), поэтому вместо чипов на елки предлагалось привешивать бирки с номерами, введя которые в компьютер можно было бы узнать, кто, где, когда и почему срубил деревце. Еще в прошлом году экологи общественных организаций и сами лесники говорили, что вся эта программа — просто напрасная трата бюджетных денег. Но прошлый год как бы не в счет, это был эксперимент. А в этом году лесные агенты с улыбкой и с размаху наступили на те же грабли, при этом продолжая улыбаться и пиариться перед камерами, так что всем стало однозначно понятно: это не ошибка, а преступный расчет, бирки-чипы — это мишура для отвода глаз от очень грязной игры.

В этом году лесных специалистов лишили права участвовать в рейдах по елочным базарам, отправив их рейдовать только по лесам. А на рынки бросили... Госэкоинспекцию. Но в этом активно в последнее время реформируемом органе катастрофически мало для такой работы людей! За всю елочную кампанию Госэкоинспекторы смогли организовать только 18 рейдов (http://ecoinsp.kharkov.ua/trees.html), цитирую: «в местах рубки и реализации хвойных деревьев»! А ведь «рейдовать» в эту «горячую пору» надо ежедневно! Да еще и одновременно в разных районах города, да и крупные населенные пункты области проверять не мешало бы... Как же можно было заменить специалистов целой лесной отрасли (в области создано 62 лесничества, работают сотни мастеров леса, действуют подразделения лесной охраны) на инспекцию, в которой имеется чуть меньше двух десятков сотрудников, большинство из которых являются офисными клерками и не приучены к рейдовой работе в силу специфики своей деятельности?! Как можно было пустить вопрос контроля бирок просто на самотек? Спросите, спросите, вы будете долго смеяться, давал ли кто-то рейдовым группам с собой на оперативные выезды портативный компьютер или сотовый телефон с операционной системой «Андроид», с помощью которых можно было проверить по номеру на бирке происхождение елки (http://dozor.kharkov.ua/themes/1001188/1134336.html). То есть чипы — они изначально были только для показухи, реальные проверяющие не имели возможности их сверять с документами продавцов!

Конечно, обидно в этом году получилось. Но сейчас поздно рвать на себе волосы. Надо думать о елочной кампании-2013. Чтобы опять не сделать Новый год праздником браконьеров, державе необходимо предпринять следующие шаги:

1). Решить кадровую проблему Гослесагентства Украины. Уже всем ясно, что нынешнее руководство этого органа не направлено на конструктив, не способно контролировать ситуацию, а своими действиями только вносит сумятицу.

2). Принять на государственном уровне решение о маркировании законно добытых новогодних елок единым способом. Лучше всего, если это будет делаться в виде акциза на данный вид товара. Похоже, налоговая инспекция обладает достаточным количеством персонала, чтобы четко и ясно объяснить милиции, какие именно елки являются незаконными, а потом — проконтролировать ее работу. Новогоднее дерево не является предметом первой необходимости, больше того, оно ближе к предмету роскоши. Акциз (и соответствующую акцизную бирку) можно ввести на уровне 1,5-3 гривень, что существенно не повлияет на розничную цену товара (к слову, столько же стоила бирка и в этом году). Причина введения этого акциза еще и в том, что незаконная добыча елок наносит колоссальный ущерб державе. Кроме ущерба оцениваемого (см., например:http://www.objectiv.tv/251212/78995.html, http://dozor.kharkov.ua/news/crime/1134583.html, множество других фактов), существует и глобальный ущерб, который сложно оценить. Специалисты утверждают, что хвойное дерево, у которого была срублена верхушка, никогда не даст полноценного потомства. Нелегалы-порубщики, приходя в лес, выбирают самые красивые, сильные и жизнеспособные растения. Таким образом (и это подтверждается научными изысканиями), год от года бонитет (качество) украинских хвойных лесов падает. Генетически более слабые деревья оставляют потомство, а более сильные — отправляются на свалку после поедания рядом с ними салата под водку или даже минуя квартиры любителей попраздновать с трупом дерева. Только четкий и скрупулезный учет может сделать торговлю «новогодними елками» относительно безопасной для природы. При этом необходимо тщательно контролировать, чтобы лесные массивы, посаженные за счет реализации государственной программы «Леса Украины» (то есть за счет налогоплательщиков) не вырубались под видом «елочных плантаций», дабы потом опять засаживать их за государственный (читай народный) счет.

3). Введение граничных верхних цен на «лесные красавицы». Если продавать «елку» дороже 60 гривень будет запрещено, произойдет две вещи: а) эта торговля станет выгодной для лесничеств (сейчас они отдают свой товар дешевле), б) браконьерство перестанет окупаться и с рынка будет вытеснена значительная часть нелегалов и «полулегалов», которые на днях «проваливали» лесных красавиц за 200-300 гривень.

4). Проведение общегосударственной кампании «Ель» совместными усилиями организаций лесного хозяйства, Госэкоинспекций, МВД, налоговых органов, общественных организаций, местных органов власти и органов местного самоуправления, широкое привлечение населения к вопросам защиты хвойных насаждений в предновогодний период, а также к пресечению нелегальной торговли хвойными деревьями.

5). Пропаганда на государственном уровне альтернативных способов украшения жилищ (использование лапника, живых деревьев, комнатных растений, похожих на хвойные и т.д.).

6). Исследование потребительского спроса на «новогодние елки», заготовка этих растений только с использованием прогнозов, выполненных специалистами.

Олег Перегон, «Зеленый фронт», Харьков

От редакции: когда материал уже верстался пришло сообщение, что в Украине оказалось не проданными 1 млн. хвойных деревьев. Вырастили, спилили, возили, бросили! За чей счет банкет?

 



Немає коментарів: