четвер, 11 жовтня 2012 р.

Фрекинг — дело опасное

В Харькове в «Радмир-Экспохолле» проходила 15-я Специализированная выставка «Энергетика. Электротехника. Энергосбережение.». В рамках этой международной выставки прошла серия конференций, семинаров и секций по самым различным направлениям энергетики, энергосбережения и электротехники. Но первым мероприятием, прошедшим в рамках выставки стал семинар на тему «Критерии экологической и техногенной безопасности при добыче сланцевого газа в Украине». Очень любопытные факты об альтернативных источниках топлива удалось тут подчерпнуть. Чем и делится эксперт Олег Перегон из «Зеленого фронта»

Фрекинг — дело опасное

Этот семинар был организован по инициативе Харьковской областной общественной организации «Зеленый фронт» при поддержке многих других организаций (отдельное спасибо и низкий поклон НГО "ЭкоИнформ" и лично Анатолию Попову), а рассматривавшиеся на нем «Критерии» стали квинтэссенцией деятельности Рабочей группы по фрекингу, включившей в себя представителей различных научных и общественных организаций (http://www.zfront.org/sostoyalos-4234/): геологов, гидрогеологов, экологов, химиков, природоохранников из нескольких регионов Украины (Харьков, Киев, Донецк, Днепропетровск и т.д.).

Первый доклад на семинаре сделал автор этих строк. В докладе были кратко охарактеризованы основные риски, связанные с добычей газа методом фрекинга. Первая группа рисков связана с колоссальными объемами воды, используемой для гидроразрыва пласта (исчисляются миллионами литров на каждую процедуру фрекинга). При этом за год на одной скважине производится до 10 фрекингов. В нашей климатической зоне фода — дефицит, особенно артезианская вода. И законодательство строжайше охраняет месторождения вод, ставя тысячи препон на пути любого добытчика этого полезного ископаемого. Увы, фрекинг-мейкеров эти ограничения... не касаются! Статья 48 Водного Кодекса Украины не относит добычу полезных ископаемых, проведение буровых и геологоразведочных работ к специальному водопользованию, а статья 47 того же кодекса, гарантирует неограниченное общее водопользование всем желающим, если иное не предусмотрено условиями (которых, разумеется, нет). А статья 13 Закона Украины «О нефти и газе» вообще позволяет добывать в пределах площадки минерализованные воды, необходимые для нефтегазовой промышленности.

Причина этого казуса в отечественном законодательстве понятна: когда оно разрабатывалось, ни о каком фрекинге никто и не помышлял — этот метод добычи газа был опробован в 50-60 годы и отвергнут как нерентабельный. А имел в виду законодатель весьма скромные потребности в воде обычных буровых установок — чтобы для изготовления буровых растворов добытчикам не приходилось оформлять дополнительные бумаги на получение воды. Действительно, от выкачивания нескольких десятков кубометров вред будет минимальным.

Чем же грозит бесконтрольное, ничем не лимитированное и неограниченное водопотребление? Во-первых, может наступить истощение водных горизонтов. Столь большие объемы выкачиваемой жидкости могут привести к нарушению гидрогеологического и даже гидрологического баланса. Не исключены также проблемы с водоснабжением соседних сельских населенных пунктов (снижение уровня воды в колодцах и скважинах до полного их высыхания). А за несколько лет такой эксплуатации недр может образоваться значительная депрессионная воронка, которая, в свою очередь, может привести к образованию оползней, изменениям рельефа.

Чтобы избежать этих опасностей, участники разработки «Критериев» предлагают в каждом конкретном случае вводить научно обусловленные лимиты, соблюдение которых — тщательно контролировать. Причем ввести этот критерий безопасности необходимо на законодательном уровне, причем до того, как начнется добыча газа методом фрекинга.

Другая проблема связана с использованием огромного количества химикатов, в том числе и канцерогенных, токсичных, опасных для окружающей среды и здоровья человека. Во многих странах мира закон требует от компаний обнародования состава фрекинг-жидкостей. В Украине такого закона пока нет. Следовательно, возможно бесконтрольное и безответственное употребление опасных веществ газодобывающими компаниями. Этого также нельзя допустить, так как при таких больших объемах смеси утечки на различных этапах ее приготовления, транспортировки или эксплуатации неизбежны.

Сейсмические проявления: каждый гидроразрыв — это микро-землетрясение. Хотя иногда «встряски» достигают 2,5 баллов по шкале Рихтера, что вполне ощутимо. Именно поэтому важным критерием безопасности является ограничение применения фрекинга вблизи от оползневоопасных территорий, мест повышенной техногенной нагрузки (химических предприятий, систем жизнеобеспечения населенных пунктов и т.д.)

Образование колоссального количества отходов, в том числе радиоактивных и токсичных. После 5-6 использований, фрекинг-жидкость (а это миллионы литров) оказывается непригодной к эксплуатации. Украинские законы (над которыми, наверное, смеется сейчас весь мир) позволяют выбрасывать такие отходы в толщу пластов подземных пород. Допустить это преступление против собственной планеты, своих детей и своего будущего действительно нельзя! Какой бы ни была глубина, существует значительная вероятность того, что под действием глубинного давления эти отходы будут подниматься на более верхние слои, заражать водоносные горизонты.



Не следует также забывать, что фрекинг-скважины являются взрыво- и пожароопасными объектами. А еще они могут стать потенциальными источниками химического загрязнения территорий в совокупности с утечками газа. Еще одна опасность — утечка газа в водоносные слои и поверхностные слои почвы.


По каждому из этих направлений экологического риска специалисты разработали критерии безопасности, которые сведут к минимуму опасности для населения и территорий, ущерб от возможных аварий и катастроф. Все эти критерии должны быть отражены в национальной нормативной базе, а до ее совершенствования в Украине должен быть принят мораторий на добычу газа методом фрекинга, так как жизнь и здоровье граждан, безопасность территорий, сохранность экосистем, отсутствие трансгранчного воздействия не могут быть гарантированы.



Есть и еще один фактор риска: при том, что законодательство страны совершенно никак не адаптировано к применению на нашей территории метода фрекинга, Закон Украины «О договорах о разделении продукции» во-первых, не позволяет применять к газодобытчикам изменения в законодательстве, цитирую (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1039-14/page2): «ст. 27. 1. Держава гарантує, що до прав і обов'язків інвестора, визначених угодою про розподіл продукції, протягом строку її дії буде застосовуватися законодавство, чинне на момент укладання угоди, крім законодавства, що зменшує розмір податків чи зборів чи скасовує їх, спрощує регулювання господарської діяльності щодо пошуку, розвідки та видобування корисних копалин, послаблює процедури державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності, зокрема процедури митного, валютного, податкового та інших видів державного контролю, або пом'якшує відповідальність інвестора, яке має застосовуватися з дати набрання чинності таким законодавством. Гарантії щодо стабільності норм законодавства не поширюються на зміни законодавства, що стосуються питань оборони, національної безпеки, забезпечення громадського порядку та охорони довкілля». Во-вторых, не позволяет органам местного самоуправления требовать компенсации нанесенного ущерба. В-третьих, оставляет много лазеек для ухода инвестора от ответственности за причиненный ущерб окружающей среде.



На семинаре выступили кандидат технических наук гидрогеолог Валерий Яковлев и кандидат химических наук Ольга Цыгулева. Ученые подтвердили важность вопроса разработки и включения в законодательство критериев безопасности фрекинга перед началом его применения, а также поделились своими оценками наибольших рисков от реализации проекта в том виде, в котором он существует на сегодняшний день.



После пленарной части специалисты перешли к работе в секции, где «Критерии» были обсуждены более детально. В конце заседания была сформулирована редакционная группа, которой поручено в течение недели учесть все замечания и предложения участников семинара, чтобы затем опубликовать получившийся вариант «Критериев» в качестве резолюции мероприятия.



Энергосбережение объединяет мир



Более ста предприятий из разных стран привезли на выставку свои новинки. Чего только здесь не было! И уникальные котлы, позволяющие обогревать жилье при минимуме затрат энергоносителей, и приборы, позволяющие заметить малейшую утечку тепла, и многое-многое другое. Особенно поразило знакомство с Александру Друтой, экспертом из Румынии, который каждому собеседнику щедро дарил ручки, блокноты и календари. А потом объяснял, что все это сделано из... отходов, собранных его компанией в Бухаресте и его окрестностях. Предприятие, на котором работает Александру, собирает все бытовые отходы, которые только существует. И старается их по максимуму переработать. Пластиковые бутылки превращаются в различные полезные товары, стекло идет на переплавку, а бумага — вообще чуть ли не на вес золота. Правда, пока еще этой румынской фирме не удается перерабатывать батарейки — она отдает их другом предприятию, а вот ртутные и галогенные лампы уже утилизирует. Александру говорит, что его предприятие, возможно, будет заниматься подобным бизнесом и в Харькове. «У вас есть очень хороший рынок!» — Говорит он.



А семинар «Энергия из отходов. Перспективы для бизнеса» собрал не только ученых и предпринимателей, работающих в сфере энергосберегающих технологий, но и экспертов фондов из нескольких стран. Фонды эти занимаются поддержкой проектов, связанных с охраной окружающей среды. И в Харьков приехали с конкретной целью: найти проекты, достойные финансирования. Грубо говоря, люди ищут, кому бы дать денег на действительно благое дело. И нет сомнений, что их поездка не оказалась напрасной — предложения так и сыпались от участников мероприятия, и какие предложения!



Представитель одной из харьковских фирм рассказал о применении такого метода как термография для снижения утечек тепла. Другие докладчики объяснили, как обогревать жилье при помощи энергии солнца, третьи — как без химических добавок предотвратить осаждение солей в трубах отопления (подсчитано, что 6-миллиметровый налет на 40% увеличивает энергозатраты на обогрев). Прозвучало много других полезных идей, способных сделать нашу жизнь более комфортной и менее расточительной.



Сейчас много говорят о так называемой «энергонезависимости», подразумевая под этим словом то добычу полезных ископаемых, то разбой на большой дороге. На самом деле энергонезависимость — это энергоэффективность страны. Держава, в которой тепло уходит в атмосферу, потенциальные энергоносители выбрасываются в лесопосадку, а драгоценное сырье сжигается на свалках, обречена на провал, причем сколько бы газа не добывали на ее территории отечественные и иностранные олигархи!



Олег Перегон, «Зеленый фронт»


1 коментар:

  1. Хорошая статья, мне кажется пора перейти всем на электрические машины, тогда и загрязнять окружающую среду придется в два раза меньше. Они потребляют только электроэнергию, и расход у них не большой. Поставили бы только на крышу солнечные батареи и вообще тачки бы себя полностью снабжали всей энергией. Я знаю на этих машинах устанавливают галогеновые лампы, купить их можно тут https://carlamp.com.ua/products/galogenovye-lampy здесь большой асортимент, можно подобрать под любую модель машины. Я себе здесь заказывал, хоть у меня и не электрокар, но в скором будущем я думаю будет.

    ВідповістиВидалити