суббота, 4 августа 2012 г.

Одесса со вкусом кино 2

Александр Карпенчук, в продолжении своих заметок с Одесского кинофестиваля как всегда подробен и ярко описывает кино. Начало.
«В субботу, 21 июля, состоялось Закрытие 3-го ОМКФ и завершила свою работу Школа кинокритиков – образовательный курс и творческая платформа для общения молодых специалистов, пишущих и интересующихся кино. Инициаторы курса – Одесский международный кинофестиваль и Британский Совет в Украине. Осуществлен проект благодаря поддержке грантовой программы і³ [идея-импульс-инновация] Фонда Рината Ахметова "Развитие Украины".

9 дней фестиваля, 36 часов лекций образовательного курса, 14 лекторов, 2 круглых стола, 20 участников, несколько десятков просмотренных фильмов и еще больше гостей Школы кинокритиков. Лекции Школы посещали участники Летней киношколы, гости Профессиональной секции и журналисты, освещающие события ОМКФ для украинских и зарубежных изданий.»

Вот с кинокритики и начался у меня второй день пребывания на ОМКФ.

15 июля, 10.00, пресс-центр ОМКФ, Лекция Иена Смита "Визуальный язык кино»

Именитый британский критик, редактор журнала «Curzon Magazine» Иен Смит прочитал для слушателей Летней Школы кинокритиков лекцию на тему "Критический взгляд на работы Хичкока и стилистику его фильмов". В начале лекции он был удивлен большим количеством людей в зале.

«У нас в Британии в такую рань на лекцию приходят только безумцы. И я счастлив, что вижу здесь столько умных глаз и пытливых ушей».

Он объяснил слушателям разницу между журналистами и кинокритиками. По его мнению, в отличии от журналиста, который должен выдавать свою информацию в СМИ незамедлительно, кинокритик – это человек, который кроме информации, умеет анализировать увиденное, перед этим внимательно изучив предмет своего исследования. Смит считает, что кинокритик обязательно должен любить свое дело.

«Когда я читаю статьи моих коллег, я чувствую, любят они свое дело или нет».

Вот на этой фразе для меня и закончилось знакомство со Школой кинокритиков, так как мне пора было бежать в другой конец фестивальных локаций на показ фильма-участника 65-го Каннского кинофестиваля.

15 июля, 11.00, синий зал кинотеатра «Родина», пресс-показ фильма "РЖАВЧИНА И КОСТИ", реж. Жак Одияр, Франция, Бельгия, 2012 


Фильм «Ржавчина и кости» французского режиссера Жака Одияра был представлен зрителям и журналистам в рамках «Французской панорамы». Надо отметить, как и на прошлогоднем ОМКФ, программа «Французской панорамы» была самой насыщенной и интересной. Возможно, это связано с большой любовью нашего зрителя к французскому кино, еще с советских времен. Но, я думаю, что в отличии от Голливуда, во Франции снимают действительно хорошее авторское кино с большими традициями.

Вот и фильм «Ржавчина и кости» - яркий представитель лучших традиций французской мелодрамы. Здесь есть все: и интригующий сюжет, и красивые актеры (одна Марион Котийяр чего стоит), и красивые съемки моря и касаток, и даже социальные темы (незаконные мигранты, безработица, финансовый кризис). Но, как по мне, фильму не хватает режиссерской работы. Если в предыдущем французском фильме «CAFЕ DE FLORE» я не мог оторваться от экрана на протяжении всего фильма, то в «Ржавчине и кости», при более трагическом сюжете, мне не передавалось сопереживание автора фильма своим героям. Он сделал повествование более простым и циничным. Все страдания на себя взяли актеры. А режиссер спокойно наблюдал в это время со стороны, за тем, как красивая женщина просыпается утром и обнаруживает, что у нее нет ног.

Сюжет картины построен вокруг семьи безработного арабского эмигранта Али. У него есть сын, который живет в семье его сестры. Али (бывший спортсмен) ищет работу. Устраивается в ночной клуб охранником и случайно знакомится с красивой француженкой, которая занимается дрессировкой морских касаток. Волей судьбы на одном из представлений касатки травмируют ей ноги. И вот тут начинается сама история…

Фильм стоит посмотреть всей семьей. Несмотря на режиссерские промахи, он учит людей доброте, вниманию, взаимопомощи, семейным ценностям и мужеству.

15 июля, 13.30, красный зал кинотеатра «Родина», фильм «И КУДА МЫ ТЕПЕРЬ?», реж. Надин Лабаки, Франция, Ливан, Египет, Италия, 2011 


История с восточным привкусом, рассказанная талантливой и красивой восточной женщиной.

Деревня на Востоке, в которой вместе веками живут христиане и мусульмане. И время от времени между мужчинами разных религиозных взглядов вспыхивают конфликты с поножовщиной. Женщинам разных религиозных взглядов это надоело. Им надоело хоронить своих мужей, сынов, любимых. Они сговариваются прекратить эту междоусобицу. А чем можно отвлечь мужчину от войны? Деньгами, азартными играми, алкоголем и женщинами. Так вот, во время фильма вы узнаете, на что еще ведутся мужчины. Берите на заметку украинские женщины!

Фильм Надин Лабаки насыщен замечательной музыкой с восточным привкусом. Я бы даже сказал, что это мюзикл. Например, во время приготовления лепешек, в который женщины подсыпают гашиш, звучит замечательная песня, в которой солируют все главные героини фильма. Причем видно, что поют настоящие актрисы, а не подставные певицы. И это весело и трогательно одновременно.

Иногда мне казалось, что в фильме снимаются непрофессиональные актеры.

Улыбку и щемящее чувство надежды вызвал эпизод совместной проповеди христианского и мусульманского священников с вершины мечети.

Фильм переполнен талантливыми находками и интересными сюжетами. Мне кажется у Надин Лабаки большое будущее, и как у прекрасного, тонкочувствующего режиссера, и как у красивой и разноплановой актрисы.

Несмотря на то, что финал фильма печален, в конце появляется надежда, что люди разных вероисповеданий, разных национальностей могут жить в мире на нашей планете. Особенно актуален этот фильм сейчас, когда в Сирии происходит братоубийственная война. Я бы советовал посмотреть этот фильм всем сторонам конфликта и задуматься.

И, вообще, как я слышал, грядет век матриархата. И этот фильм лишнее тому подтверждение.



15 июля, 18.00, пресс-центр ОМКФ, пресс-конференция режиссера Кристофа Барратье, фильм «НОВАЯ ВОЙНА ПУГОВИЦ», Франция, 2011
И опять фильм из программы «Французская панорама».

Сам фильм я так и не увидел, но мне его активно рекомендовали посмотреть. И я решил, коль не удалось посмотреть сам фильм, послушаю я режиссера. Может чего умного и интересного услышу.

Начал пресс-конференцию исполнительный директор Французского института в Украине Франки Бландо. Он передал приветственное послание кинофестивалю от Посла Франции в Украине Алена Реми и одним словом выразил его впечатление от ОМКФ – «excellence», что означает превосходную степень. Также он отметил, что Одесский кинофестиваль является самым важным событием для французского кино в Украине. А 2 месяца назад Украина и Франция ратифицировали соглашение о создании нескольких совместных фильмов (ко-продукции).

В ответ на это арт-директор ОМКФ Алик Шпилюк поздравил французов, а заодно и кинофестивальную публику с Днем взятия Бастилии. А также поблагодарил Французский институт в Украине, за тот подбор фильмов, которые демонстрируются на фестивале. А их было показано ровно 20. Это самая большая программа фестиваля.

Когда официальные стороны обменялись любезностями, дело дошло и до «виновника торжества» режиссера Кристофа Барратье («Хористы», «Париж! Париж!»).

«Я начинал свою творческую биографию, как музыкант и актер. Потом, по сложившейся семейной традиции, стал продюсером. Но, всегда считал, что занимаюсь немножко не тем. Это как в театре, когда смотришь спектакль и хочется быть не в зале, а на сцене. Когда я занимался продюсированием кино, то раздражал режиссеров и сценаристов, тем, что постоянно вмешивался в их творческий процесс. И один режиссер мне сказал: «Хватит умничать. Снимай сам!». После этого я и начал снимать.»

«Когда у моего отца не хватало денег на съемки, он шел в казино и выигрывал там крупные суммы. Сейчас такая порода продюсеров практически исчезла. Сейчас продюсированием фильмов одновременно занимается 4-5 компаний. Профессия продюсер стала более производственной, чем творческой и меня это не устраивает.»

Когда Кристофа Барратье спросили о том, почему действие всех его фильмов происходит в 30-40-х годах прошлого века, он ответил: «Окна моей квартиры выходят прямо на станцию парижского метрополитена. И мне совершенно не интересно наблюдать за жизнью людей, выходящих из подземки».


15 июля, 18.30, Фестивальный дворец, фильм «ПЕСОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК», реж. Петер Луизи, Швейцария, 2011

Фильм с таким интригующим названием стал одним из участников Международной конкурсной программы ОМКФ. Я впервые попал на просмотр фильма в Фестивальный дворец. Что такое Фестивальный дворец? Кто знает Одессу, прекрасно помнит знаменитый Театр музыкальной комедии им. М.Водяного. Так вот, в дни проведения кинофестиваля его было просто не узнать. У меня было чувство, что я попал в Канны на набережную Круазетт. Весь театр был затянут красной тканью, перед входом в театр стелилась ярко-красная ковровая дорожка, а вокруг дорожки находилось бесчисленное множество кафе с широчайшим выбором напитков и еды. В одном кафе я даже увидел меню, составленное из названий блюд фильма Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». Например, «четвертьфунтовый гамбургер».

Начало фильма швейцарского режиссера Петера Луизи продолжило кулинарную тему. Заглавные титры фильма шли на фоне лица человека, которого очень медленно обливает волна черного кофе. Поверьте, это длилось минуты две.

Фильм рассказывает о цинике-филателисте, который постоянно издевается над пухленькой барменшей из кафе на первом этаже его дома. Барменша в ответ на его издевательства по ночам репетирует оперные партии и мешает филателисту спать. Однажды главный герой фильма тайком подменивает в филателистическом магазине, где он работает консультантом-продавцом, очень редкую марку на ее подделку. Проснувшись утром, он обнаруживает в своей постели песок. Оказывается, песок сыпется из него. И чем больше он врет, чем больше издевается над барменшей, количество песка увеличивается. Очень интересен и поучителен финал картины. Спасением главных героев стала 9-я Симфония Бетховена.

В фильме с юмором, иронией и даже цинизмом рассказывается о простых пороках человечества: лжи, хамстве, черствости, самолюбии…Выводы напрашиваются сами собой.

Блестяще играют исполнители главных ролей Фабиан Крюгер и Ирене Брюггер. Как оказалось, Ирене не профессиональная актриса. Ее нашли на одном из швейцарских телешоу типа, «Алло, мы ищем таланты». И в фильме действительно звучит ее родной бархатистый голос. По ходу съемок некоторые эпизоды были написаны именно для Ирене.

В этом фильме мне понравилась режиссерская работа. Петер Луизи рассказал непростую историю очень доходчивым и понятным языком кино. Без излишней зауми, хотя поумничать тут было над чем.

После просмотра фильма на сцену вышел родной брат режиссера – продюсер фильма Давид Луизи. Он рассказал о том, что фильм начали снимать в 2008 году. И вначале съемочная группа столкнулась с проблемой песка. Его не удавалось визуализировать, песок не хотел «слушаться» ни оператора, ни режиссера и сыпался, когда ему вздумается и как ему вздумается. Потом они нашли специальный кварцевый песок, который был более послушным. За все время съемок было потрачено 4 тонны песка.

По европейским меркам бюджет картины был очень небольшим. Всего 500 000 евро. Съемочная группа тоже была небольшая и очень дружная.

Зал провожал Давида Луизи бурными аплодисментами и он обещал вернуться в следующем году с новым фильмом.

15 июля, 22.00, синий зал кинотеатра «Родина», фильм «ЛЮБОВЬ С АКЦЕНТОМ», реж. Резо Гигинеишвили, Россия, 2012

На фильм режиссера Резо Гигиенишвили я шел с предчувствием особого шарма грузинского юмора. Я вспоминал фильмы одного из моих любимых советских режиссеров Георгия Данелия и надеялся, что увижу на экране развитие традиций тонкого и ироничного грузинского кино периода расцвета СССР. В итоге, я увидел «Квартал 95» на гастролях в Тбилиси.

Надо было внимательно читать список создателей фильма. Точнее актерский состав. Назову только некоторые фамилии: Никита Ефремов, Надя Михалкова, Светлана Бондарчук, Филипп Янковский, Анна Михалкова… Вам это ничего не напоминает?

Фильм состоит из нескольких новелл о любовных похождениях русских в замечательной Грузии.

Назову только плюсы картины:

а) Замечательная игра грузинских актеров Мираба Нинидзе, Софико Нижарадзе, Мишы Месхи. Даже эпизодическая роль рыжего грузинского ребенка, который постоянно дает советы своему одинокому отцу и в итоге женит его на прекрасной и интеллигентной грузинской женщине, многого стоит. Ребенок прямиком вышел из фильма «Не горюй» Данелии. Для тех, кто помнит застольную хоровую леоновскую песню «На речке, на речке, на том бережечке…». Даже эпизодическое появление национальных легенд Вахтанга Кикабидзе и Нани Брегвадзе стоило всех русских актеров вместе взятых. Кроме, пожалуй, Анны Михалковой. Но и она играла не русскую девушку, а латышку. Да, еще неплох был Артур Смольянинов.

б) Красиво снятая оператором Евгением Ермоленко природа Грузии и город Тбилиси. Мне сразу же захотелось поехать туда. Что я обязательно сделаю следующим летом!

И все, господа. Больше похвастаться этому фильму на ОМКФ было нечем.

Поскольку этот фильм открывал программу «Новое российское кино», осталась надежда, что следующие фильмы будут поинтереснее.

15 июля для меня стал самым насыщенным событиями днем ОМКФ. Хотя, не самым ярким. Все еще было впереди!



продолжение следует


Комментариев нет: