Вместе с КБ и НИИ хирели и производства. Их основным конкурентоспособным фактором стала низкая стоимость труда. Но длилось такое недолго – специалисты-судостроители нашли для себя более привлекательные условия за пределами родного края. И в итоге, по словам николаевского градоначальника, судостроение Николаевщины «сейчас фактически не работает». Все больше судятся, чем суда строят.
Нельзя сказать, что сложные заботы лишь судостроителей волновали – участие в их решении и чиновники принимали. В закладке новых судов и спуске готовых генералами свадебными выступали, на хозяйственную деятельность старались влиять, а в деле назначений да увольнений руководителей – они главными были. Привык местный чиновник к тому, что судостроители не раз выручали Николаевщину, и отвыкать от этого не намеривается.
По словам президента Центра экономического развития А. Пасхавера «…многие нынешние руководители (в частности, на Николаевщине – примечание автора) – дети индустриального региона – у них советская ментальность. Советский менеджер чувствовал себя хозяином: чья власть – того и собственность. Для него стимулы административные много привлекательнее, чем экономические, а неформальное давление – лучше, чем законное. В таких условиях заниматься стратегическим планированием им просто некогда…».
Безусловно, с мнением специалиста в области стратегического планирования можно не соглашаться – на Николаевщине так два десятилетия происходит. И не следует сетовать на низкую конкурентоспособность местного судостроения – для падания ей плечо подставляли. Для оправданий нередко ссылаются, что за двадцатилетие в Украине "правило" восемнадцать разных Кабминов, в работе которых преемственность была исключением, а не правилом.
Безусловно, это мешало, но ведь далеко не все отрасли Украины два десятилетия безостановочно летят вниз. Теперь много говорят о корветах, но за их счет отрасль с колен не поднять – заказ не системный и конкурентоспособность не повысит.

Метод прототипов, хорошо работающий при создании судов, вполне пригоден и для судостроения Николаевщины в целом. На роль успешного прототипа почти идеально подходит авиастроение на Киевщине и Харьковщине.

Однако, за прошедшие двадцать лет авиастроители, в отличие от судостроителей, создали проекты конкурентоспособных авиалайнеров, изготовили опытные образцы и убедились в их жизнеспособности, построили, к примеру, самолеты Ан-148 и Ан-158, неоднократно участвовали в международных авиасалонах, где демонстрировали свою продукцию. И только после всего перечисленного начали активно продавать свои творения.
Далее, авиастроители организовали совместные производства по ремонту и обслуживанию своей техники за рубежом.
Таковы последствия умелого сохранения и развития в регионах профильной инфраструктуры. Несомненно, пройти такой путь авиастроителям помогла власть, в том числе и местная.
Судостроители, имея у себя за спиной такой прототип, почему-то не хотят на него оглянуться. Они все больше норовят строить по чужим проектам и технологиям. Но на таком пути конкурентоспособным никогда не стать – это сродни безликому существованию: «ни себе на пользу, ни державе на корысть».
В мире основой всех достижений выступает специализация – каждый изготавливает тот товар, который способен найти покупателя. Из такой политики прогресса следует, что продукцию судостроения Украине ныне выгодно покупать, а не производить (не выращивают гусей в пустыне хозяева рачительные). А обвинения о не патриотичности в адрес правительств – элемент лозунговой демократии.
Как и все производства, судостроение должно опираться на систему подготовки профильных специалистов, новаторские конструкторские проекты и технологические разработки, отлаженное современное оборудование.
Низкие рейтинги кораблестроительных вузов Николаевщины – объективный показатель невысокой конкурентоспособности их выпускников на рынке труда на протяжении многих лет. Ответ на возможные возражения гласит – где специалисты-судостроители с современной подготовкой.
Создаваемые на Николаевщине конструкторские проекты и технологические разработки не конкурентоспособны на рынках интеллектуальной судостроительной продукции. Иначе, почему основой дохода КБ и НИИ выступает плата от сданных в аренду мощностей.
Отнести к современным производствам мощности судостроительных заводов Николаевщины, значит сильно исказить истину.
Из-за невысокого качества подготовки специалистов, слабых проектов и разработок, застарелости производств конкурентоспособность судостроения Николаевщины быть только низкой – рынок это подтверждает.
Низкая конкурентоспособность николаевского судостроения – решающий негативный фактор для всех Кабинетов Министров независимой Украины. Ведомо министрам, что подъем любой отрасли, тем более отсталой, требует средств масштабных. Для конкурентоспособных производств они всегда в наличии – быстрый возврат гарантирован.

Как только судостроители, подобно авиастроителям, начнут предлагать рынку конкурентоспособную продукцию, проблема заказов у них исчезнет. И начнут уходить от причалов заводов николаевских суда разные, но все красивые.
Чего же не хватает судостроению Николаевщины сейчас? В первую очередь личностей масштабных характером твердым взглядом решительным. С непростой задачей справиться им предстоит: интерес молодых – содержанием наполнить, в КБ и НИИ интеллект – активизировать, на производствах – инициативу и творчество возродить. Но на помощь чиновников в делах многотрудных им полагаться не следует – те чаще успехами питаются, чем проблемы потребляют.
Судостроение Николаевщины именно так уже не раз возрождалось.
В.А. Никитин, эксперт Всеукраинской экспертной сети
20 ноября 2011 года.
Немає коментарів: