неділю, 26 вересня 2010 р.

Яхтинг - забытый пример общественной жизни

Когда выбирали место для 2-й николаевской бренд-сессии, все члены правления николаевского пресс-клуба высказались, что место нужно сменить. Город многолик, а хранят традиции и стиль не только на Адмиральской. Сам-собой отпал музей судостроения (бывший сто лет штабом Черноморского флота),  кажется Юрин предложил яхт-клуб. Познакомившись с сегодняшним директором И.Чеботаревым и успехами областной школы парусного спорта, которая здесь расположена, мы предложили своим киевским партнерам и всем участникам именно этот исторический дом на берегу лимана.
Интересен и сам пример организации и появления в Николаеве яхт-клуба. Общественная организация по сути, и весьма демократическая по-духу, объединяла долгих 30 лет живших и служивших в Николаеве моряков и гражданских лиц "заболевших" парусным спортом. К сожалению, душа и мотор Николаевского речного яхта-клуба Голиков был убит восставшими матросами на броненосце Потемкин, в чине командира, капитана 1-го ранга. Так бесы в первый раз отомстили яхт-клубу в Николаеве.
Далее публикуем краткий исторический экскурс с надеждой, что место сыграет важную роль во время ближайшей бренд-сессии 5-го октября.

В конце 80-х гг. прошлого столетия в городе появляется личность, задумавшая объединить, собрать воедино всех любите-лей водного спорта - "создать общество, руководящей идеей которого было прежде всего доставление членам этого общества приятного морского спорта при наличных средствах и наибольшей дешевизне" ((А.Голубев. Двадцатилетие речного яхт-клуба г.Николаева.Николаев,1907г., с.6.). Лейтенант флота, адъютант Главного командира Черноморского флота и портов Евгений Николаевич Голиков еще в конце 1886 года просил Московский и Петровский, Воронежский речные яхт-клубы о присылке их Уставов с целью ознакомления с их организацией и деятельностью. Получив вместе с запрашиваемым и пожелания "...прочного успеха в Вашем начинании"(там же) - Голиков приступает к организации яхт-клуба, и спустя несколько месяцев, в июле 1887 г. в местной газете "Южанин" № 150 появляется статья, в которой в общих чертах указывается на возможность основания в Николаеве яхт-клуба.
12 августа 1887г. в летнем Морском собрании, которое размещалось в так называемом "молдаванском доме" на набережной Ингула, состоялось первое учредительное собрание николаевского речного яхт-клуба, членами которого изъявили желание стать более 50 человек. На этом собрании обсуждался проект Устава будущего яхт-клуба, были избраны члены правления, определены размеры членских взносов и порядок вступления в члены яхт-клуба. Было решено, что при вступлении в члены яхт-клуба делается единовременный взнос в размере 5 рублей и ежегодные взносы -10 руб. Желающие вступить в члены яхт-клуба должны были иметь две рекомендации членов общества.
22 августа 1888 года Морское министерство утвердило Устав николаевского яхт-клуба. В первом параграфе Устава было записано: "Речной яхт-клуб г. Николаева имеет предметом распространения охоты к плаванию на гребных, парусных и паровых судах, а равно улучшения их постройки. С этой целью клуб учреждает гонки судов, устраивает беседы по предметам, относящимся до морского дела, выписывает из-за границы суда и модели их и содержит мастерскую для постройки судов." Для размещения яхт-клуба Морское министерство предоставило в его распоряжение место на берегу реки Ингул ( территория Морского, ныне Флотского бульвара, основанного адмиралом А.С. Грейгом в 1826г.) и, не дожидаясь утверждения Устава, его члены приступают к освоению выделенной территории. После очистки площадки от нагроможденных камней, больших чугунных пушек времен Крымской войны 1853 -1856гг. и зарослей кустарника, она была обнесена забором, построен удобный деревянный, крытый железом шлюпочный сарай и пристань. Постройка забора, сарая и пристани обошлась до 450 рублей. За труды по составлению чертежей и постройке этих сооружений временное правление выразило свою признательность членам В. Делекторскому и Н. Матвееву.
Свое официальное открытие яхт-клуб праздновал 7 мая 1889 года.
В этот день в 2 часа дня в гавани клуба было отслужено молебствие с водосвятием, затем был поднят с церемонией флаг. После этого состоялась первая парусная гонка на четверках и двойках.
В последующие пять лет существования яхт-клуба, возросшая было численность его членов до 76 человек снизилась до 46. Одной из причин уменьшения числа членов яхт-клуба являлось отсутствие всякого помещения, где бы члены его могли собираться как для обсуждения каких-либо вопросов, так и для того, чтобы провести время в своем кругу. В связи с этим Правление яхт-клуба обратилось к Морскому министерству с просьбой предоставить хотя бы на летние месяцы здание бывшего, так называемого Потемкинского Дворца в Спасске. (В связи с тем, что вся дальнейшая история николаевского яхт-клуба связана с этим уголком города, необходимо сделать отступление с целью более подробного описание как самого Спасского урочища, так и сооружений, имевшихся на его территории.)
В 1784 году территория Спасска была отмежована санкт-петербуржскому купцу австрийцу Францу Фабре и получила название Фаброва дача. В 1787 году, после пограничного инцидента, когда очаковские турки, переправившись через Бугский лиман у современной Варваровки, разграбили часть дачи, Г.А. Потемкин выкупил эти земли в казну, так как выяснилось, что они очень хорошо подходят для строительства верфи. На землях, принятых обратно в казенное ведомство, была заложена судостроительная верфь, строился город Николаев, а район Спасска предназначался для строительства Спасо-Николаевского мужского монастыря для отставных офицеров армии и флота, основанного по предложению Г.А. Потемкина (указ Екатерины II от 6.07.1789г.), но практически не осуществленного. Монастырь предположительно должен был находиться в западной части Николаевского полуострова на берегу Бугского лимана в урочище "Фаброва дача". Название месту было дано Г.А. Потемкиным в честь Спасителя Николая Мирликийского. Впоследствии первая часть названия монастыря дала имя урочищу Спасскому, где он должен был быть, а вторая - нововозводимой верфи, т.е. городу Николаеву. (Ю.С.Крючков.Старый Николаев и окрестности. Николаев,Дикий Сад, 1991г., с.75)
Ордером №1065 от 27.08.1789г. Потемкин повелел "Фаброву дачу именовать Спасское"
В первые годы Николаева Спасск был летней резиденцией главного командира Черноморского флота. Здесь в 1789-1790 годы под руководством инженера-поручика С.С. Григорьева велось строительство дворца Г.А. Потемкина. Первый этаж сооружения был из камня, второй - из дерева. Завершался дворец изящным бельведером. С трех сторон его окружала идущая по обоим этажам галерея, что стилистически роднило его с молдаванским домом. В 1830-е годы дворец перестроен в восточном духе - на крыше возвели башенки, минареты, галереи украсили ажурными решетками.(дворец в Спасске согласно одной версии в 1919г. был разрушен, согласно другой - сгорел). Тогда же на территории дворца возведен так называемый турецкий фонтан, существующий и поныне.
Получив удовлетворение своего ходатайства, яхт-клуб с 1893г. в течении трех лет в летние месяцы перебирался в Спасское урочище, переносил туда свою деятельность и пользовался летним дворцом Потемкина. В этом же году руководство яхт-клуба провело велосипедные гонки, в которых сильнейшим на всех дистанциях был дворянин и моряк А.А. Квитка. А двумя годами раньше относительно небольшая яхта "Клавдия" водоизмещением 27 тонн, построенная по заказу ее владельца Ф. Максимова в Финляндии, самостоятельно пришла из Гельсингфорса в Николаев, тем самым первая на Черном море, совершившая такой большой переход. В июле 1894г. некоторые члены яхт-клуба участвовали в спасательных работах у мыса Тарханкут, на месте гибели парохода "Владимир". С 1895г. в мастерской яхт-клуба стали строить небольшие спортивные суда. Первым был сооружен бот "Порыв"(водоизмещением 2т., крейсер с постоянным килем, длиной 5,1м., шириной 1,8м. с осадкой 0,64м., парусностью 25 кв.м ). В начале 90-х годов в яхт-клубе начал развиваться буерный спорт.
Однако удаленность Потемкинского дворца от гавани яхт-клуба вызывала существенные неудобства, и поэтому в 1896г. правление яхт-клуба обратилось с ходатайством в Морское министерство о предоставлении места в Спасске между Казенной пристанью и первой дачей взамен занимаемого места на берегу Ингул. В июле 1896г. такое разрешение было получено: "....управляющий Морским министерством изъявил согласие на предоставление речному яхт-клубу города Николаева во временное и бесплатное пользование участка земли Морского ведомства в Спасске".( Отношение отдела сооружений Главного Управления кораблестроении и снабжении от 26 июля за №19193.) В этом "Отношении" говорилось также о том, что данный участок обозначен "...на приложенном в представлении Главного командира от 15 июля 1896г. за ? 10391 плане". Этот план был отправлен яхт-клубу конторой Николаевского порта только лишь 2 апреля 1897г. "...для руководства...при занятии упомянутого участка." (А.Голубев.Двадцатилетие речного яхт-клуба в Николаеве. Николаев, 1907г., с.18 )
В 1903 году количество членов яхт-клуба возросло до 143 и существующее помещение стало тесным для заседаний. 25 марта 1903г. на общем собрании было решено построить на этом месте зимнее здание по проекту николаевского архитектора, члена яхт-клуба Л.Л. Роде. На постройку нового здания было ассигновано 8,5 тыс. рублей, но т.к. в распоряжении коммитета имелось лишь 3 тысячи рублей, выручили наиболее состоятельные члены клуба.
Были убраны два деревянных павильона, и 3 апреля 1903г. состоялась закладка каменного здания. Новое здание яхт-клуба было закончено и торжественно открыто 17 (30) мая 1904 года. Следует более подробно остано-виться на этом событии.
В уютном и красивом уголке города царило оживление: на берегу Бугского лимана вырос новый дворец. В его честь состоялась гонка яхт Николаевского, Черноморского и Екатеринославского клубов. От Очакова стартовало 20 судов. Погода, свежая с утра, стала штормовой. Многие парусники вышли из соревнования. На некоторых были оборваны паруса, поломаны мачты, но с людьми несчастных случаев не было. К финишу в Спасск самостоятельно пришли только 5 яхт и первой среди них была яхта "Киска" под управлением Н.И. Егорова (в разные годы он был гласным городской Думы, корпусным инженером, строителем миноносцев, старшим помощником судостроителя, преподавателем механико-технического училища). Ко времени окончания гонки был приурочен торжественный прием Дворца клуба. Все суда расцветили флагами. Рощу яхт-клуба, площадку для игр и гимнастики заполнили приглашенные. У входа в главную аллею построились команды яхт-клубов и оркестр пехотного полка. На террасе Дворца отслужен молебен. Пел соборный хор. После освящения здание было осмотрено.
Дворец был построен в стиле итальянского ренессанса и являлось единственным в своем роде в городе, поражая своим изящным видом.
Построенное из местного камня - известняка и кирпича, двухэтажное здание имело открытую смотровую площадку во втором этаже, украшенную полукруглыми арочками. Слева и справа от площадки - венецианские окна. Главный фасад здания, обращенный в сторону Бугского лимана, напоминал капитанский мостик. Здание является оригинальным памятником своего времени и несет на себе черты стиля, характерного для начала XX века.
На пррвом этаже располагались помещения для команд, на верхнем - столовая, библиотека, совещательная комната, уборные и буфет. Чердак был приспособлен под парусную мастерскую. Рядом с Дворцом находился судовой сарай с необходимыми приспособлениями для обслуживания яхт, и каменный колодец с лучшей водой в Николаеве.
Обращаясь к присутствующим на торжестве, командор Анатра сказал: "Черноморский яхт-клуб низко кланяется Николаевскому и в ознаменование своего глубокого уважения к нему подносит вот эту статую." (В бронзе были выполнены фигурки двух матросов на корме терпящего крушение судна: один управляет рулем, второй в страхе ухватился рукой за товарища, другую простер вверх, как бы зовя на помощь.) Передав командору Н.Н. Аркасу творение скульптора Князьбургера (оно называлось "В опасности"), Анатра продолжал: "Я не могу скрыть своего чувства невольной зависти, так как в Одессе нельзя даже мечтать о таком просторе и удобствах, какими пользуется Николаевский яхт-клуб."
Юбилярами были получены телеграммы, в том числе и от Е.Н. Голикова (уже капитана 1 ранга):"Служебные обстоятельства лишают меня возможности лично приветствовать развитие доро-гого яхт-клуба и принести искренние пожелания.." (По материалам "Николаевской газеты" и отчета о деятель-ности яхт-клуба за 1904 год.)


Немає коментарів: