суббота, 25 февраля 2017 г.

Выставка картин "подумать"

«Искусство требует жертв» - эта фраза известна многим еще с детства и подразумевает, что чтобы добиться настоящего мастерства в искусстве, нужно приложить значительные усилия, а иногда и пойти на настоящие жертвы. Например, заплатить за вдохновение почкой. Именно поэтому новая выставка Алексея Маркитана так удивительно называться. И почку действительно удалили. Однако насколько это событие имело отношение к живописным полотнам, передавленным на выставке, предлагается поразмыслить зрителю. Художник сообщает, что это название исполняет примерно ту же функцию, что и название известного романа Умберто Эко «Имя розы». В общем, это постмодернистские игры. Кто не знает правил – смотрите на картины и предавайтесь любимой народной забаве «Что хотел сказать художник?» - тут будет над чем подумать.


Не боясь повториться для закрепления материала, который как известно с каждым годом все хуже закрепляется в атрофирующейся памяти народонаселения по причине возникновения все большего количества «костылей для мозгов», мы напомним текстом из минувшего пресс-релиза, что Алексей Маркитан – фигура значительная не только для городской арт-сцены, но и в рамках общеукраинского арт-процесса, ибо является одним из живых классиков отечественного живописного постмодернизма, который известный искусствовед Александр Соловьев определил когда-то как «украинское трансавангардное необарокко». Это направление в живописи, происходившее, в основном, из Киева и Одессы (Маркитан учился в Одессе), еще в конце 80-х – начале 90-х ХХ века громогласно заявило о себе на тогда еще просторах СССР, поразив «всех барочным размахом и пышностью, дикой смесью иронии и пылкой наивности, «повышенной температурой пафоса и гротесковой квазиакадемической содержательной программой» (Вл. Левашов), и, практически, способствовала возрождению жанра Большой Картины».
Именно о Большой Картине и картинности как особом свойстве некоторых живописных произведений, которое все более исчезает из актуального искусства, и идет речь в данной выставке. У нас принято называть картиной все, что в рамке на стене, однако у этого термина есть определение (даже в Википедии) – «произведение искусства, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением». Алексей Маркитан усложняет ситуацию, объявляя картину автономной художественной целостность, самодостаточной в своей замкнутости, то есть здесь изображение постулируется как самоценная и сама в себе существующая вещь. Отсюда неважно, что изображено, важно то, что оно изображено и как это изображение организовано, есть ли в нем картинность как законченность, целостность и самодостаточность.

Неискушенному же в таких тонкостях зрителю все равно будет чем заняться, расшифровывая визуальные ребусы, которые, может показаться, загадывает художник в каждом своем полотне. И, безусловно, художник немного лукавит (еще бы не лукавить, обладая постмодернистским мышлением!), ибо тут и там в работах разбросаны визуальные намеки на возможность интерпретации (не Робинзон ли Крузо смотрит на следы босых ног туземца?), его живописный язык полон цитат и глубоко метафоричен, вот только за метафорой может ничего не крыться, кроме пресловутой картинности, некоторые предметы и элементы, обладающие мощной семантикой, на самом деле оказываются на работах исключительно из формальных соображений – чтобы композиция выглядела законченной. Что, впрочем, как и в случае с «Именем розы», не отменяет возможности поиска (и более того – обнаружения!) глубоко символического смысла – все зависит от установки восприятия и эрудиции интерпретатора. Таковы, как известно, правила постмодернистской игры.
Представленная на выставке живопись еще не выставлялись в Николаеве (хотя ее видели в Киеве, Одессе, Львове, Запорожье) и является работами последних лет. Предыдущая выставка художника в нашей галерее состоялась летом 2013 года.

Александра Филоненко, искусствовед

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФИРМЫ «КРЕДО».



Комментариев нет: