понеділок, 11 липня 2016 р.

Люди гибнут за ...металл

Один сепаратистский регион снабжает другой

С началом войны на востоке Украины резко увеличилось производство из металлолома на комбинате в Рыбнице, что в Приднестровье. Случайно? Мы провели журналистское расследование. И хотя тема оказалась серьезно “закрытой”, кое-что удалось выяснить. 25 компаний из Украины ввозили на территорию неподконтрольную молдавской центральной власти в 2015-м году огромное количество металлолома, который в самой Украине был дефицитным товаром, о чем местные металлурги жаловались даже премьеру. Но именно правительственным распоряжением были введены квоты на экспорт металлолома и обозначены лицензиаты, которые смогли эту операцию исполнить. И это в якобы рыночной экономике, в стране, которая ведет войну.
В нормальной экономике такого количества металлолома, как образовалось за 2014­-15-­й годы на Донбассе не сыскать. Металлолом вообще при стабильной экономике происходит от капитальных инвестиций. Когда в процессе переоснащения одно технологическое оборудование заменяется другим. Вот тогда­-то и появляется на рынке много металлического лома. Ну или в случае ­ конфликта. Когда “под нож” войны идут боевая техника и разрушенные промышленные объекты.



Сбор, первичная обработка и накопление лома черных металлов была в Украине до недавних пор лицензируемая деятельность. Лицензии выдаёт центральный орган исполнительной власти. Только самым достойным, проверенным и состоятельным. А кто даёт право на ведение подобной деятельности на территории проведения антитеррористической операции (АТО)?

Задали мы вопрос и Службе безопасности Украины: куда и кто утилизирует боевую технику и другое имущество, поврежденное в ходе АТО? Сославшись на статью 9 Закона Украины “Про оборону” сообщили там что полномочия на установление порядка реализации и утилизации вооружений и боевой техники, другого имущества ВСУ и других военных формирований даны Кабинету Министров Украины. Вот и появляется корупциогенная схема, когда одни “проверенные” компании от “коллективного органа” получают квоту на экспорт металлолома, другие ­ имея достаточные объёмы наличности, собирают его.

Все та же “мишпуха”


Сообщить обществу кто занимается вывозом металлолома из воюющей Украины позабыли в апреле 2015­го. На сайте Министерства экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) “забыли”опубликовать данные. Вот уже и весна 2016-­го прошла, а страна снова не знает этих героев экономического фронта, которые вывозят лом металла, в том числе, бывшего оружием. В результате наибольший объем экспорта металлолома ­ 150 тыс. тонн смогли вывезти предприятия связанные с группой компаний “УкрМет”. В Молдову, через неконтролируемый участок границы в Приднестровье были ввезены в 2015-­м тысячи тонн компаниями из группы “Промресурс”, которую связывают с бывшим министром промполитики Валерием Мазуром. А “Євроінвест металл”, которую связывают с Али Мохаммад Хани Омраном смогла получить квоту на 100000 т., которую также направила в Приднестровье.

МЭРТ в конце марта распределил среди экспортеров еще часть квоты в объеме 280­320 тыс. тонн. В сумме с предыдущими 143,8 тыс. тонн это уже почти 0,5 млн тонн или почти половина годовой квоты. Названий компаний, которые получили часть квоты, МЭРТ не обнародовал.

Ранее все информация о компаниях, которые получали часть квоты, была закрытой, и это давало широкое поле для злоупотребления и спекуляций на публику. Однако МЭРТ пролоббировал принятие Кабмином постановления о том, что информация, содержащаяся в документах, поданных компаниями для регистрации внешнеэкономического контракта на экспорт металлолома, может быть обнародована. Но министра А. чиновники “съели”, поэтому вряд ли станет очевидным, какие компании на какие квоты претендовали и сколько получили в результате. Заодно можно будет и проверить, и кто является владельцем этих компаний и нет ли среди них лиц, приближенных к производителями металла, так настойчиво ратующим за закрытие рынка.

А все бы ничего, только лом металлов из одной “горячей” точки ­ Донбасса переправляется в другую “серую” зону Приднестровье, где уже четверть века заморожен конфликт с Молдовой.


Завод в Рыбнице никогда с момента пуска в 1989-­м году не имел такой производственной программы. Из Украины за 2015­-й год прибыло на переплавку 3909 вагонов лома металла. Для сравнения, в 2014­-м аж ­ 139! 

При том, что Молдова не контролирует свою границу с Украиной в Приднестровском регионе, полагаться можно лишь на цифры предоставленные Украинской железной дорогой.

Правда что в Украине нет свободных электросталеплавильных мощностей, способных увеличить производство стали на 2 млн. тонн. Именно на столько украинское правительство выдало квот на год. Кроме того, продажа 2,0 млн.тонн металлопродукции за $ 800 млн. является убыточной финансовой операцией, поскольку стоимость металлолома на внешних рынках близка к ~ $ 300 за 1 тонну, а стоимость электропереплавкы 1 тонны лома в металлопродукцию составляет ~ $ 190­200.


Кому война мать родная?


А тем временем, в Украине стал образовываться дефицит металлолома, который затруднял и без того “несладкую” жизнь металлургов. Только 7 сентября 2015, Премьер-­министр Украины Арсений Яценюк потребовал от министра экономического развития и торговли (МЭРТ) Абромавичюса срочно внести предложения по нормализации ситуации с обеспечением металлургических предприятий страны ломом черных металлов.

В распоряжении премьер-­министр по дефициту лома черных металлов в Украины пишет: "А. Абромавичус. Срочно внести КМУ (Кабинет Министров Украины) предложения! Это теневой бизнес, который убивает производство".

Объединение метпредприятий "Металлургпром" и объединение трубных предприятий Украины "Укртрубопром" (оба ­ Днепропетровск) направили 7 августа 2015 письмо в адрес премьер­министра Яценюка, в котором отмечали резкое ухудшение снабжения ломом черных металлов метпредприятий и просили правительство помочь в решении этой проблемы.

При этом констатировалось, что экспорт лома увеличивается и пропорционально растет его непоставка на метпредприятия. За шесть месяцев в 2015 году недопоставлено 440 тыс. тонн, тогда как на экспорт отгружено 700 тыс. тонн.

А в это время в Рыбницу Одесская железная дорога направляет в марте­-апреле 2015-­го – 260-­360 вагонов лома черных металлов. В в июле на Молдавском металлургическом комбинате уже приняли 964 вагона металлического лома.


На на строительство электросталеплавильного завода мощностью ~ 1 млн.т. металлопродукции в год, сырьем для которого является лом черных металлов, необходимо от $ 500 млн. до $ 1 млрд. Проектирование и строительство такого объекта требует 3 ­ 5 лет. Инвесторы с намерениями построить в Украине такой электросталеплавильный завод, к сожалению, не просматриваются. Украина не имеет возможностей увеличить производство металлопродукции с высокой добавленной стоимостью, благодаря уменьшению экспорта металлолома.



Кто устроил новый офшор в центре Европы?


В Регистрационной Палате Республики Молдова, где рыбницкое предприятие зарегистрировано и обязано предоставлять сведения об изменениях связанных с изменением прав собственности на завод, комбинат числится в собственности приднестровских властей, данных об изменениях собственника предоставлено не было. Как и записные, то ли собственники, то ли управляющие структуры. В начале была Итера, газовый посредник. У неё “отобрали” якобы завод, зарегистрировали ЗАО(1998). В начале “нулевых” в собственниках якобы стали числиться два украинских олигарха Ахметов­-Новинский. Позднее к ним присоединился ­ крупнейший российский “металлург” А.Усманов. При чем, все эти сделки, якобы происходили на территории Приднестровья. Налоги с продаж долей капитала не уплачивались, да и документов похоже никаких нет! Менеджмент был время от времени в каких-­то деталях проинформирован. А схема была почти такой: у нас есть лом, собранный за “чёрый нал”, дайте нам сталеплавильный завод, где можно по­быстрому сделать новый товар. Кстати, электроэнергия, которая в основном применяется при производстве на ММЗ только частично “своя” из Днестровской ГРЭС. Так что не удивительно, что в Молдове она такая дорогая, ещё ведь надо оплатить мегаватты для этих парней на Рыбницком металлургическом, которые пришли со своим металлолом на переплавку!

В 2015­м году лом для Рыбницы фактически предоставил Кабмин Украины. А “собрали” его в зоне проведения АТО.

Внушительная производственная программа Молдавского металлургического завода(Рыбница) влияет на население региона. Все эти годы никаких экологических защитных мероприятий завод не производил, не уплачивал в казну Молдовы экологических сборов. Жители Приднестровья и сопредельных украинских территорий Одесской области ощущают ухудшение экологической обстановки. Не известно проводятся ли экологические проверки на заводе приднестровскими органами самоуправления. Не соблюдаются процедуры для предотвращения выбросов вредных веществ в атмосферу, почву и воду (река Днестр – которая обеспечивает питьевой водой множество населённых пунктов, в том числе такие большие города как Кишинёв и Одесса). Прозрачность отсутствует.  Завод не выплачивает экологические сборы, хотя молдавское государство предоставляет право экспорта предприятию.

Рыбницкий металлургический комбинат не осуществляет налоговые отчисления в бюджет Молдовы на основании противоречивого постановления Правительства Республики Молдова 2005 года Nr. 815 от 02.08.2005.

Такой себе постсоветский пример экономического “исправления” инспирированного конфликта. Ау, гибридная война 1992 года!

Чем связано такое отношение молдавских властей к предприятиям из сепаратистского региона Молдовы? Есть основания полагать, что поддержка приднестровских предприятий молдавскими властями связана с коррупционной составляющей: поскольку данные предприятия не выплачивают налоги и экологический сбор в молдавский бюджет, исходит что существуют схемы выплат напрямую, лично молдавским чиновникам, потому то подозревать их в глупости (в бескорыстной поддержке экономики сепаратистского региона) не приходится.

Добрые люди дали глянуть одним глазком список субъектов экспорта лома из Украины за 2015-­й год. В лидерах фирмы из Киева ­ 11 наименований, где часть бенефициаров повторяются, некоторые живут в Панаме или Севастополе. 3 фирмы из Днепропетровска, 4 из Одессы из них 1 в Котовском районе принадлежит собственно ММЗ. Львов, Харьков, Краматорск, Житомир и Черкассы и Полтава с Луцким районом представлены по одному субъекту хозяйствования.

В Киеве не “горят” желанием поделиться информацией об экспортерах дефицитного металлолома в Приднестровье. Нам объяснили, фокус в том, что реальные экспортеры (покупатели квот) вынуждены осуществлять и осуществляют экспорт металлолома по договору комиссии с продавцами ­взяточниками этих квот. То есть на бумаге таможенных органов все выглядит прилично. Лом экспортируют именно те фирмы, получившие квоты в Минэкономразвития и торговли. В отчетах таможни спекулянты государственными экспортными квотами фиксируются как добропорядочные экспортеры металлолома. Такой вот парадокс отчетности украинских государственных учреждений, который используется паразитирующими на предпринимателях взяточниками. Фактически же фирмы, получившие квоты в Министерстве, затем их перепродали, не имели контрактов с портами на перевалку, на отгрузку лома за границу.

Министерство обороны “морозится” насчет предоставления информации по образовавшемуся в ходе АТО лому. За 2 месяца отписок на информационные запросы журналистов и общественников мы узнали что “Центр надлишкового (излишнего) майна ЗСУ” оформил накладными 3553 тонны лома черных металлов. Представляете(!), сколько не лишнего металла пострадала под обстрелами “Градов” в Донбассе? кто его собрал и куда вывез ­ пока не известно, отнюдь не по причине особого статуса территории. А так уж заведено в Украине ­ металлолом дело избранных, зачем распространять лишнюю информацию?!

Военные действия и оккупация на Донбассе привела к снижению деловой активности ряда металлургических заводов в Украине. А металлолома добавилось! Что делать?

Правильно, кто-­то снова вспомнил о Рыбницком заводе, ещё достаточно молодом, где без серьёзных вложений можно начать серьезное производство. Печи над Днестром в 2015-­м заработали с особенной рьяностью. Торопятся. Появился уже казахский то ли менеджер, то ли собственник Байтазиев, скорее всего ­ доверенный человек. Только кому доверенный? Если вспомнить все фамилии, “ответственных” за ММЗ олигархов, то какой­-то, очевидно российский бэкграунд их всех роднит.

И вот накануне 2016­-го завод останавливают и 5 месяцев текущего года он практически не работает. Народу говорят что Украина не определились с квотами на металлом, а в мире нестабильность и цена на продукцию из стали упала. Что­-то поменялось? Молдова, как и Украина с 1 января 2016 года присоединилась к зоне свободной торговли с ЕС. На металл, произведённый в Приднестровье ­ не выпишешь сертификат происхождения -­ Молдова.


Лома из Украины сейчас нет! Завод остановлен



Схема свое отработала? Офшор закрыт? Из “серой” зоны Молдовы металл на объединенный рынок ЕС с 1 января продавать не получается.

По нашим данным, украинские сборщики металлолома купили завод в государстве ЕС, в Латвии. Именно туда нынче перенаправляют поток лома, собранного на полях сражений в АТО на востоке Украины.

Кто зажигал печи сталеплавильные над Днестром в 2015­м? Похоже, те кто устроил вооружённый конфликт в Украине.


В.Головченко.


Немає коментарів: