среда, 4 июня 2014 г.

«ДЕТИ ГЛАЗАМИ НИКОЛАЕВСКИХ ХУДОЖНИКОВ»

В выставке принимают участие Яков Булавицкий, Наталья Васильковец, Алена Квитко, Татьяна Кручинина, Алексей Маркитан, Рустам Мирзоев, Дмитрий Молдованов, Надежда Пинчук, Виктория Покиданец, Вадим Пустильник.

Детство, как мы его себе сейчас представляем (сейчас это фактически полноценная мощная субкультура с соответствующим набором признаков), изобретение, по большому счету недавнее.Самый беглый взгляд на историю костюма покажет нам, что даже специально детской одежды очень долго не существовало в принципе – с младенчества детей одевали в уменьшенные копии взрослой одежды, со всеми ее корсетами, жабо, воротниками «мельничный жернов» и прочими чудовищно-прекрасными изобретениями моды соответствующей эпохи. То же самое, по большому счету, и с литературой. Сказки, как их на самом деле рассказывали, не особенно учитывали хрупкость детской психики, кто читал «непричесанные» для нынешних детей сказки братьев Гримм, тот понимает, о чем речь. Едва начав ходить и говорить, маленький человечек тут же вовлекался в круг трудовых обязанностей крестьянской семьи или сложную ритуалистику аристократической жизни… Когда же культура, наконец, «изобрела» детство, а с ним и весь огромный и очень отличный от взрослого детский мир, произошла неизбежная идеализация, благодаря которой и несмотря на исследования современных психологов, говорящие о невероятной сложности этого периода в становлении человеческой личности, детство традиционно воспринимается как время беспробудного счастья и чудес. 

В какой-то мере так оно и есть, но не потому что так в самом деле есть и мы, взрослые, делаем для этого все возможное (часто отнюдь), а потому что детская душа еще способна верить в чудеса. В детстве все ярче, вкуснее, красивее, больше, шире, выше, вообще лучше. Или, по крайней мере, так видится это из взрослого состояния…
В отношении изобразительного искусства нельзя сказать, что тема детства не интересовала художников до его «изобретения» культурой - детей изображают уже древние египтяне. Однако чаще всего и вплоть, по большому счету, до 19-го века детские образы служили выражением чего-то еще,даже портреты маленьких аристократов или крестьянских детей. Дети как дети, с их сложной и другой психологией, начинают интересовать художников тогда же, когда и приходит понимание ценности и специфичности этого важного периода в жизни человека. Однако, все те культурные и визуальные стереотипы в отношении детей, которые культура наработала за тысячелетия, все равно не исчезают, но получают новые трактовки.

Таким образом, выставка «Дети глазами николаевских художников» в рамках V Международного симпозиума «ЛІТЕРАТУРА. ДІТИ. ЧАС.», является своеобразным исследованием того, каким стал образ ребенка в искусстве уже 21-го века, на примере творчества николаевских художников. Здесь будут и вполне реалистические наблюдения Надежды Пинчук за взрослением ее дочери, и обезличенные дети-знаки Рустама Мирзоева, и нежные трогательно-сказочные девочки с их сокровищами Татьяны Кручининой, и эксцентричный персонаж Алены Квитко, и атрибуты детского мира Якова Булавицкого… 

Различные техники, манеры, художественные системы и мировоззренческие установки и порожденные ими самые разнообразные – цельные и противоречивые, привычные и странные, притягательные и отталкивающие – детские образы.


Александра Филоненко, искусствовед

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФИРМЫ «КРЕДО»


Комментариев нет: