пʼятниця, 16 травня 2014 р.

Студенту нужна свобода


Все согласны? Свобода слова, свобода мысли, свобода выбора в том числе какой семинар посещать. До сих пор в Украине преобладает классическая модель академического образования, родившаяся в недрах Германии позапрошлого века, "отрехтованная" марксистами сообразно идеологическому заданию. 
- Так мы качественных, творчески мыслящих студентов не увидим! - первыми забили тревогу преподаватели IT. А может не первыми, но на днях в Одессе в Политехе собрался очень представительный семинар "Использование европейского опыта по совершенствованию студенческих инновационной и предпринимательской деятельности в вузах Украины". Приехали представители Харьковской, Львовской, Ивано-Франковской, Винницкой школ IT-инженерии. Семинар - место обмена мнениями, а не выработки догм. Наш автор там был и вот что волнует людей, которые готовят кадры для будущего отечественной  индустрии высоких технологий.
Школьникам - интересно все что связано с IT. Приходят учиться, чаще всего троечникам становится интересно заниматься предпринимательством. Они уже на 2-3 курсах оказываются транзитом через учебные центры в софтверных фирмах. Пишут коды. Но вот на инновации, серьезные они "не тянут"! 
Внедряется легенькие социальные проекты ( мониторинг доступности для инвалидов общественных мест) в вузах в качестве учебной практики.
Промышленности программная инженерия в исполнении студентов не интересна. Маркетинг услуг, навязывает модель коробочных решений. А дисциплины, связанные с инновациями, ведением и природой бизнеса, в учебных программах для магистров. Но до 5-го курса большинство студентов теряет "запал" творчества. Все бакалавры уже попробовали себя в качестве наемников в каком-либо бизнес, чаще не iT-направленности. Да и махнули рукой на радужные перспективы "очередного Цукерберга".

HR - менеджеры охотятся за людьми SWAN умными, амбициозными, (N)найс. Кафедры и факультеты стараются таких выпускников оставить в вузах. Ну может быть, менее амбициозных...
Импортные компании готовы открывать собственные учебные центры и брать 3-е курсников.
Но как они попадут в промышленность ?

Призывая студентов генерировать идеи, но желать жить по старому, научные школы вгоняют молодых людей в диссонанс и консервируют ситуацию. Традиционалисты и тяготеющие к стабильности педагоги не способны запустить научные инновации, которые дойдут до реализации.
Учить студента по жестким классическим процессам в условиях несвободы слова и мысли, когда с преподавателем несогласны лишь самые отчаянные, старомодно. 
Учить лишь на 5-м курсе инноваторов поздно. С другой стороны, способных на инновации еще меньше, чем способных на предпринимательство.
Ориентация на отличников - абсурд, они не хотят заниматься бизнесом, чаще всего.
Социальная ориентация высшего образования якобы востребована, потому что вуз больше передает культуру. Хотя, много ли трудовой мобильности у вузовских преподавателей? Вспомните, были ли у вас во время обучения не местные профессора?!
Ключевой момент для оформления инновации - команда и один в ней менеджер желательно(swan).
Политех, например, может выпускать 3D принтеры, роботы но нет проект-менеджера, хотя есть выпускники менеджмента, которые бы могли организовать вокруг этого умения - бизнес.
Пришел на семинар и выпускник политеха, а сегодня администратор успешного одесского инкубатора старт-апов, Вадим Ротовский. Поделился информацией с педагогами, как сегодня идет "доращивание" бизнеса на базе информации, до приема инвестиций. Данный ракурс помог многим изменить стереотип, что вузу за качественных студентов бизнес должен "платить". Видимо это от зуда "охоты" на школьников, которые должны пойти в студенты(очередной год недозаполнения мест в университетах).
Автономия университетов - еще не случившись, пугает крахом  многие академические коллективы, где привыкли "перелоплачивать" бюджет и отрабатывать схемы, спущенные из министерства образования.
Похвалили на семинаре ЗНО, что этот тест здорово сделал отсев. 

А про современную западную тенденцию в образовании - геймефикацию, что-то никто не вспомнил. Хотя, как известно в игровом процессе передать знания, да и запустить инновации - проще.
Улыбнула тема одного из докладов: Бетон и инновации. По Фрейду, разговор шел об автоматизации расчета прочности бетона, пример может и был хорош, но только практики хозрасчетных отношений реального бизнеса(строительного) и вузовского преподавателя. 
Вышли на мысль, что инновации - командная деятельность и вести их при подготовке лишь студентов одной дисциплины - утопия, но смельчака, который заикнулся о кроссуниверситетских дипломах быстро "затюкали"! Так что предприимчивости студентов нам еще ждать и ждать? А свободу многие научились отстаивать.
С.Лиманов.


Немає коментарів: