понеділок, 23 вересня 2013 р.

Заробитчане+пропагандисты. Украинская журналистика сегодня?

Заробитчане появились в отечественной журналистике шумною толпой где-то после оранжевой революции. Нет и раньше "джинса" случалась в СМИ Украины, но после появления "слабого" президента и широко расправленных плеч, мол свободу слова отстояли и родину спасли, в украинской журналистике стали как грибы после дождя появляться только мечтающие зарабатывать. Одни - зарабатывали банальные деньги, другие - собственный имидж, чтобы в последующем конвертировать его во что-то выгодное, пресс-секретарское. Никаких иллюзий, по-поводу служения обществу. Тут как на счастье - электронно-сетевые платформы вошли в моду. Мустафа бросил театральный кружок, Лещенко стал выводить мажоров на чистую воду! И понеслось! Вакханалия псевдогласности, когда с помощью журналистских приемов, сводятся счеты с оппонентами и бизнес-конкурентами, продолжается уже лет пять. Выборы и рейдерские войны

вбрасывают в котел манипулятивной журналистики "пенензы", а местами и доллары, рубли, шекели. Бесконечные курсы "расследовательской" журналистики на западные гранты, смешиваются с банальным подкупом персон и покупкой медийных компаний, практикуемые из Евразии. Где вы мечты двадцатипятилетней давности о том, что "непартийные" медиа помогут вылечить общество?! Там где и миллионные тиражи газет, открывающих правду и телепередачи, ведущие откровенный разговор со зрителем. В прошлом!
Тысячи молодых людей пришли в профессию в поисках "легких" денег, где еще 2-3 года назад дюжина "медведчуковских акынов" тихонько отрабатывали свои сребреники. С одной стороны если посмотреть, то рынок однозначно разросся. Только, вот собственно, информации не стало больше в инфотейменте. Сплетение слухов, сплетен и гламура вкупе с чернухой - вот содержание львиной доли материалов в последнюю пятилетку в сми Украины!
Нет, конечно, есть и порядочные журналисты в Украине, с позицией и устоявшимся иммунитетом к продажности, но вот большинство, младорепортеров пришли в профессию явно не с целью принципы отстаивать... Весенний конфликт в коллективе "самого демократичного" телеканала тому яркое подтверждение.
Что дальше?
На носу приватизация, точнее разгосударствление самого массового отряда СМИ в Украине - государственных и коммунальных печатных изданий. Здесь работают хоть изрядно постаревшие, но самые опытные журналисты. Не все коллективы выживут без дотаций, это понятно уже сегодня. Менеджмент большинства районных газет держится на воле местных представителей власти. Очень вероятно, что смешивания молодых "заробитчан" и вчерашних партийных агитаторов не произойдет. Что же будет?
Укрупнение коллективов и капитализация активов медиахолдингов - путь возможный. Насколько желанный? Против глобализации идти, как и против лома - неперспективно.
Что делать?
Надежда, что СМИ как бизнес - вылечит отрасль, тает как снег по-весне. Дудки! Собственник, особенно лавочник, имеет одну философию - себе. А сегодня даже крупные ФПГ ведут себя, как средневековые цеховики! Такое впечатление, что о марксизме, пролетарском гневе и ЧК отечественные бизнесмены ничего не слыхали. А как же дипломы комсомольских и партийных школ? Неужели и тогда покупали?!
А есть ли в отечестве менеджеры, которые могут настроить "чистые" рыночные отношения в медийной отрасли? Подвоз иностранцев, который кое-кто практикует, это как приглашение импортного футбольного тренера: одним помогает, другим - мешает. Правила и принципы нужны согласованные. А как их установить? Когда все со всеми подчас даже не разговаривают?! Каждый канал, редакция увлечены "контрмерами" и компиляциями, переманиванием кадров. Нужен круглый стол для диалога людей информационной отрасли.
Первый шаг к национальному разговору в медиа-мире сделали на днях в Николаеве. Состоялся 1-й телевизионный форум "СМИ и общество", да не просто в кабинете, а в прямом эфире самой рейтинговой местной телекомпании ТАК-ТV.
Самоорганизацию в медиа сфере никто на блюдечке с голубой каемочкой не преподнесет. Власть и дальше будет пытаться контролировать контент, и уж точно не захотят чиновники, чтобы их контролировало общество, в том числе через медиа каналы. Так что легко не будет. Да и заработков нормальных, достойных, а не позорных, в отечественной журналистике ожидать не стоит. За что собственно платить? Цена продажности, как известно с библейских времен не высока.

В.Головченко.

 



Немає коментарів: