вторник, 26 марта 2013 г.

Эпохи сменяются - персонажи выживают

В марте иногда случается пурга. На смену оттепели приходить реакция. Одна эпоха сменяет другую. Так бывает в литературе, так бывает в жизни. В театр приходят любимые книги и книжные герои даже поют. Вот и в разгар последнего мартовского шторма со снегом на сцене Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии состоялась премьера мюзикла «12 стульев».
Книжка Ильфа и Петрова, написанная в конце 20-х годов прошлого века описывала похождения предприимчивого О.Бендера и чванливого Воробьянинова в России, которая строила социализм.

Любители этой искрометной юмористической книжки, каждый по-своему видят не только главных героев, но и всех без исключения. Уж больно хорошо знакомы, практически наизусть, их реплики, поступки и приключения. Ося и Киса вдобавок стали ярчайшими персонажами советского кинематографа, поэтому взяться за эту «вечную» советскую книжку нужно быть смелым. Компанию опытному Н.Берсону – руководителю проекта, составила молодой и напористый режиссер Влада Белозоренко, балетмейстер Юлия Бушуева и художник Алла Локтионова. Спектакль получился!

Несмотря на обилие танцев и песен, действо вышло философским. После очередного поворота исторической спирали по-особому звучат давно известные фразы – лозунги. Предприимчивость, которую однажды (во времена НЭПа) убили, а потом не смогли «раскачать» сегодня днем с огнем не сыскать. И Бендер смотрится не как пародийный персонаж, но как лидер, способный «терминировать» устои мещанского быта.


Сразу оговорюсь, авторы музыкального спектакля Игорь Зубков и Олег Вулих создали свой продукт, так что искать точного совпадения с ильфопетровским материалом не стоит. Слишком много времени пролегло между рождением литературного материала и мюзикла. Николаевские актеры, особенно В.Карпенчук (Киса), сыграли по-своему давно известных персонажей.

Очень выручил балет театра. Он создал очень четкий темпоритм. Философствующий Бендер в исполнении А.Щесняка вовремя был вовлекаем в хоровод событий и круговорот сюжета. Количество переодеваний, а значит смены костюмов балетом, не возможно подсчитать.

Художественное оформление спектакля выше всяческих похвал. Цвета много, он контрастен и точен.

Что смутило, точнее внесло сумятицу – тексты песен, которые исполняли герои. Не шлягеры. Парочка есть запоминающихся, а большинство … так. Чего стоят куплеты про ГПУ?! Может поэтому акценты спектакля трудно ощутить?

А может это задумка авторов?

Короче, шоу понравилось, а осадок грусти остался.

Одна эпоха сменяет другую, а некоторым героям удается «запрыгнуть» не в свою. Или отстать?
С.Лиманов.


Комментариев нет: