вторник, 9 октября 2012 г.

Выборы - развлечение для богатых. Арифметика

В этом году народу вернули мажоритарку, данное новшество, вызвало волну желающих попытать счастье и самостоятельно попасть в парламент. Кого-то гонит на выборы жажда власти, кого-то жесткая бизнес-необходимость, для кого-то после закрытия казино, это уникальная возможность выбросить накопившийся адреналин.

И если «партийцы» всех мастей давно усвоили некоторые важнейшие правила игры в нашей политической реальности, то среди мажоритарных претендентов можно встретить наивных Дон-Кихотов и самоуверенных красных директоров, которые считают себя на столько уникальными и желанными, что полагают добиться народной любви не особо за нее заплатив. Увы.
Не стройте иллюзий, что выборы можно выиграть на одной харизме, умении остро и актуально излагать великие смыслы в пронзительных речах и жарких спорах. Не полагайтесь на привлекательный для пенсионеров «честный взгляд» и восхищающую домохозяек спортивную фигуру. Даже оттренированная по голливудским пособиям ослепительная улыбка, это еще недостаточно для победы в битве за голоса электората.

Вам нужны деньги, много денег.

Большой ум, великие идеи, привлекательная внешность, ораторское мастерство и прочее неотразимое обаяние пригодится, когда вы будете искать деньги на свою избирательную кампанию, и когда вы с помощью политтехнолога построив свой концептуальный имидж понесете его на электоральный рынок

Да, еще, если Вы «безальтернативный» лидер в своем региончике/округе, например «директор завода, колхоза или парохода», то и тут не обойтись без существенных затрат. Разве что, удастся немного сэкономить. Да и то если монетеризировать все социальные блага и прочие подачки потенциальным избирателям, выйдут весьма не малые цифры.

И так,

Арифметика мажоритарки

Театр начинается с вешалки, а участие в выборах с социологическ исследований. Условно их можно разделит на: установочные, мониторинговые и формирующие. На установочные нужно потратить от 4 до 10 тысяч долларов, на мониторинговые от 3 до 10 тысяч долларов в месяц, на формирующие от 3 до 7 тысяч долларов в месяц.

На основе исследований правильно нанятый политтехнолог создает стратегию. Он же следит за ее реализацией на протяжении всей кампании. Не следует ставить знак равенства между технологом и руководителем штаба, это две разные функции. Его услуги стоят 10-30 тысяч долларов в месяц.

Чтобы серьезно участвовать в выборах, нужен штаб. Штаб не будет эффективно работать, если его функцию будет выполнять один или два человека Даже на мажоритарном округе понадобится человек 5, 6 менеджеров и человек 5- 7 технического персонала Не стоит самому быть начальником штаба. Кандидат должен быть кандидатом. Стоит это удовольствие (содержание штаба) от 15 до 50 тысяч долларов в месяц

Штаб нужен, чтобы эффективно управлять коммуникациями с электоратом, эффективно «продавать» образ кандидата и обещания положительных изменений за голоса.

Я обычно выношу за скобки штаба такой инструмент кампании, как агитационная сеть. Это вся та армия политических промоутеров, которые ходят по домам от двери к двери, стоят в палатках, и хлопают в ладоши громче всех на встречах с избирателями. На содержание агитационной сети необходимо тратить от 15 до 50 тысяч долларов. в месяц.

Агитационную кампанию условно можно разделить на медийную и не медиййную составляющие (то, что в маркетинге называется BTL). Для мажоритарки скорее упор делается именно на немедийную (BTL) част, на так называемое полит-промо.

Политический промоушн, это организация и проведение различных акций и событийных мероприятий направленных на непосредственный положительный контакт с электоратом либо на медийный резонанс, который также в свою очередь воздействует на потенциальных избирателей. Это когда концерт, когда детские соревнования, когда гречку разносят по домам, или когда устанавливают лавочки брендированные фамилией кандидата, для того чтобы гопники на них во дворах пили пиво, и когда кандидат под дулами телекамер воюет с забором незаконной застройки в городском парке. Мероприятия и акции могут быть самые различные. Лишь бы эффект был.

На BTL часть мажортарной избирательной кампании в зависимости от округа придется потратить от 50 до 250 тысяч долларов в месяц. Чем плотнее конкуренция в округе, тем больше.

По большому счету работа агитационной сети так же относится к немедийному политическому промо. Единственный нюанс, это то, что надежно построенная многоуровневая агитационная сеть может быть использована в такой серой технологии, как прямая раздача денег избирателям под видом всяческой благотворительности. Эта технология имеет свои подводные камни и границы эффективности. Особенно много проблем, когда два или три кандидата в округе применяют ее. Впрочем, в идеальных условиях за миллион, полтора, долларов можно практически гаратировать победу Можно много дискутировать на тему того? что данная технология грязная и не честная. Однако если осознавать, тот факт, что вся агитация сплошь манипуляция, то? наверное прямая денежная «помощь» не самая нечестная технология. Как по мне эта технология просто не интересная и сухая.

На медиа-агитацию придется потратить 30 -100 тысяч долларов в месяц. Это: наружная реклама, пресса, телевидение (во всех вариантах) и радио. Есть масса примеров когда, на медиа кандидаты тратят куда более значительные суммы, однако, как правило, в рамках округа, это не имеет смысла и лишь увеличивает общий бюджет без ожидаемого эффекта.

Затраты на продакшн (производство). Необходимо учесть затраты на производство полиграфической и прочей агитационной продукции. Это около 10- 25 тысяч долларов в месяц.

Интернет. Участникам избирательных соревнований в больших городах следует выделить определенную часть бюджета на продвижение в Интернете. Это порядка 10-25 долларов в месяц. А в Киеве все 25- 50 тысяч. Лучше делать комплексные, так называемые интегрированные кампании, которые задействуют и улицу, и наружную рекламу и Социальные сети.

Защита результатов в день выборов. Это: и работа в комиссиях, и возможный экзитпол, и юридическая поддержка. На данный раздел бюджета нужно потратить порядка 20-75 тысяч долларов.

Теперь можем сложить вышепредставленные суммы. Для удобства, будем говорить о короткой кампании 3 месяца, хотя на самом деле работа на округе должна начинаться заранее.

Суммируем:

Исследования минимум 20, средний максимум 50 тысяч долларов.

Услуги политконсультанта – минимум 30, средний максимум 90 тысяч долларов.

Содержание штаба минимум 45, средний максимум 150 тысяч долларов.

Агитационная сеть – минимум 45, средний максимум 150 тысяч долларов.

Немедийные коммуникации (BTL)- минимум 150, средний максимум 750 тысяч долларов

Медиа-агитация – минимум 90, средний максимум 300 тысяч долларов.

Продакшн – минимум 30, средний максимум 75 тысяч долларов.

Интернет – минимум 30, средний максимум 75 тысяч долларов.

Защита результатов выборов – минимум 20, средний максимум 75 тысяч долларов.

Итого – минимум 445 тысяч, средний максимум 1 миллион 705 тысяч долларов.

Округляя полученные цифры в большую сторону получаем минимальный расход на избирательную кампанию кандидата по мажоритарному округу 500 тысяч долларов. средне-максимальный (он же как правило необходимый для достижения весомого результата) 2 миллиона долларов США (разумеется в гривневом эквиваленте).

Когда партия наш рулевой

Что же касается затрат на выборы партии, то оценить их точно достаточно сложно. Слишком много индивидуальных показателей, которые определяют размер необходимых вложений в избирательную кампанию. Во-первых, партии изначально находятся на неравных стартовых позициях. Во-вторых, партии ставят различные цели. Кто-то будет рад преодолению проходного барьера, а кто-то планирует получить большинство в парламенте. Мы можем прикинуть порядок затрат которые должны понести партии желающие быть в первой десятке рейтинга.

Для удобства восприятия оставим те же пункты сметы, что и для мажоритарных выборов.

Исследования минимум 100, средний максимум 500 тысяч долларов

Услуги группы политконсультантов – минимум 100, средний максимум 400 тысяч долларов

Содержание центрального штаба и сети региональных штабов минимум 2, средний максимум 8 миллионов долларов.

Агитационная сеть – минимум 2, средний максимум 10 миллионов долларов-

Немедийные коммуникации (BTL)- минимум 5, средний максимум 20 миллионов долларов

Медиа-агитация – минимум 15, средний максимум 50 миллионов долларов.

Продакшн – минимум 5, средний максимум 20 миллионов долларов.

Интернет – минимум 500 тысяч, средний максимум 5 миллиона долларов

Защита результатов выборов – минимум 3, средний максимум 10 миллионов долларов

Итого – минимум 31 миллион семьсот тысяч долларов США, средний максимум 123 миллиона, 900 тысяч долларов США.

Округляя поученные цифры в большую сторону получаем, что для приличного участия в избирательной гонке, для партии нужно иметь возможность потратить от 40 до 150 миллионов долларов.

Как и в коммерческом, в политическом маркетинге, очень важен показатель стоимости одного голоса отданного за того или иного кандидата или партию. Не трудно посчитать, что в пересчете на этот самый полученный голос затраты участников избирательного процесса в Украине огромны. Так, например для того чтобы набрать 40-50 тысяч голосов (это как правило гарантия победы при средней явке) на мажоритарном округе нужно потратить от 15 до 45 долларов на один голос «за». Эти показатели ужасают западную Европу. Он красноречиво говорит, о том, что политика в Украине на столько связана с бизнесом любого уровня, что каждые выборы это – «борьба за жизнь».

В общем, цифры говорят сами за себя. Позволить себе удовольствие участвовать в выборах может себе далеко не каждый гражданин и далеко не каждая партия. Выборы, это развлечение для богатых. Нравится сложившаяся ситуация кому-то, или нет, но это циничная правда нашей политической реальности. Чтобы снизить ставки в этой игре, нужно уменьшить зависимость бизнеса от власти и изменить политическую культуру избирателей. И то и другое пока представляется достаточно фантастичеким.

Михаил Слесаренко

Руководитель агентства политических исследований и консалтинга Politium.


Комментариев нет: