неділю, 22 січня 2012 р.

Ярких идей в бизнесе все меньше

Второе десятилетие предпринимательщины в родных пенатах заканчивается очень уныло. Ни тебе ярких креативных идей, ни прорывных бизнес-практик, как было в 90-е, когда дрему бытия взорвало частнопредпринимательство. Все больше грусти по коллективному бытию, даже среди предпринимателей. В баню и ту принято у нас ходить чаще компаниями, как и на горнолыжные, дайверские курорты летать. Что это?
С одной стороны украинцы весьма индивидуалистичны среди прочих восточных славян. Но если сравнивать с протестантами - просто мечта для колхоза. Вот именно - утверждают старые коммунисты: именно форма коллективного хозяйства, где один вожак - с хваткой хозяина и есть самой гармоничной для ведения бизнеса в Украине. Сотни ярких председателей колхозов  было в каждой области. Им и нужно было нарезать задачу кормить народ. А что навязывали нам 20 лет на западные гранты американские консультанты? Фермеров? Эту индивидуальную и очень архаичную модель хозяйствования на земле.
По науке - это индивидуализм! Но к этой философской концепции же в 20-м веке прилепился и
объективизм, который стал известен из работ Айн Ранд, и разные социальные доктрины, которые были рождены под напором советского коллективизма, а точнее социальных гарантий, которые обеспечивала эта форма. Короче, нам "подсунули" несколько устаревшее понятие о бизнесе и его природе. Все это никак не могло быть конкурентным, так как во всем мире шла гонка за эффективностью. Какое-то время украинцы вытягивали на своей изобретательности. После десятилетий дефицита товаров и услуг отечественный бизнес за пару пятилеток заполнил отставание. Товары и услуги у нас как на Западе появились, только цены на порядок, а то и выше. Причиной - дорогие капиталы и жутко неэффективное ведение бизнеса. Это когда нет ресурсов, а за счет смекалки или экономности создаются проекты. Был свидетелем бизнес-практики в Николаеве, когда практически без инвестиций родился и даже 10 лет просуществовал бизнес, который в классическом американском бизнесе даже не начали бы без десятка миллионов. И таких примеров в каждом населенном пункте страны можно было найти с пяток. Что же произошло, почему активность спала?
С одной стороны - антиподы поработали, фискальная и бюрократическая системы хотят от малого бизнеса все большего. Ну а последний явно не подъеме - в экономике катастрофически сжалось предложение денег. И если раньше малый бизнес очень активно обслуживал теневую экономику, то сегодня госорганы все сильнее отодвигают предпринимателей от этого ресурса.
Во-вторых, где черпать идеи? Раньше украинцы активно выезжали за рубеж и там подсматривали приемы ведения бизнеса, которые вырабатывались столетиями. Но сегодня учиться в Италии нам уже практически нечему. Берутся учить  бизнесу по-американски, но нам их советы не приживаются, совершенно разные уже условия.
Ну и самое главное условие, которое привело к сжатию практики частным бизнесом: большой капитал пытается(через чиновников) проконтролировать все. В результате, малому бизнесу не достаются даже те рынки, которые были в конце 80-х.  Они все чаще оказываются у государства или очень крупных собственников, которых принято называть олигархами. Какие могут быть состязания между карликом и голиафом?
Все больше молодых граждан лелеют мечту о карьере мытаря или таможенника, а не дилера или менеджера. Усталость среднего возраста бизнесменов налицо: люди полжизни вкалывают день и ночь, а желаемой маржи и доли рынка как не было, так и нет. Психологи скажут, что жить с постоянным чувством неудовлетворения - губительно для личности. Среди знакомых предпринимателей наблюдаю этот синдром повсеместно.
Ну а старшее поколение, кто пришел в бизнес уже седовласыми? Эти аксакалы пока еще "гребут", но их очень мало осталось и воспитывались они в союзные времена. Для этих людей умереть на работе - очень даже почетно. Но они все же не творцы в бизнесе, а тяжеловозы - впряглись и ...
Из этого короткого анализа состояния бизнес-среды по-украински совершенно очевидно, что без подпитки идеями, людьми и технологиями дальше конкурировать не возможно. Кто и как должен поддерживать малый бизнес? Об этом много говорилось, одно время даже делалось, но сегодня еще есть возможность возродить. Думаю что самыми заинтересованными в расцвете предпринимательства остаются органы местного самоуправления. Ибо лишь малый бизнес быстро и с наименьшими потерями восполнит потерю занятости для населения и создаст потребительский рынок. Но отечественные предприниматели очень "худые" их еще "резать" нельзя! Капитала, практически никто не нажил из украинских бизнесменов. Это стало очевидно в процессе волны перераспределений, поглощений и отъемом, которые состоялись после последних президентских выборов. Статус кво таково, что для получения при продаже бизнеса, справедливых денег за рынок, это бизнес-единица должна быть объемной, прибыльной или фантастически востребованной. Чаще всего ничего этого нет. Вот и сформировалась у новых владельцев гостиниц, торговых центров и мастерских "грусть покупателя": мол взяли бизнес, а он не то что дохода не несет, так требует все время дотаций!
А что вы думали господа, бизнес то у нас доморощенный, не шибко "правильный", нацеленный больше на процесс проедания, чем генерирования прибыли. Но это уже другая история.
Сегодня бы сохранить вообще какой-либо небольшой бизнес. Желательно чтобы в нем еще реализовались яркие идеи, потому что бизнес сам по себе процесс креативный, творческий, но вот заниматься этим по глобальной статистике могут всего лишь 5-8 процентов от числа жителей планеты.
С.Лиманов.


Немає коментарів: