понеділок, 2 січня 2012 р.

Русский отец социологии

= Не повернувшие вспять историю =
В этом году мы продолжаем делать материалы про людей, которые стали выходцами из славянских земель, а пригодились за пределами своей Ойкумены. К сожалению - их не повернувших историю вспять, из числа соотечественников по СССР и Российской империи много. А может стать еще больше, если в отечестве не перестанут к личностям относиться как к легко возобновляемому ресурсу. Сегодняшний герой на себе ощутил разницу в общественном признании.
Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин (23 января 1889, село Турья, Яренский уезд, Вологодская губерния11 января 1968, Уинчестер, Массачусетс, США) — русско-американский социолог и культуролог. Один из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Так о нем скромно упоминают на родине. Родился 23 (4) февраля 1889 в с.Турья Вологодской губернии. В 1914 окончил юридический факультет Петербургского университета. Среди его учителей был известный социолог М.М.Ковалевский. В том же году Сорокин опубликовал свой первый труд Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. Решающее влияние на его воззрения оказали идеи О.Конта и Г.Спенсера (сам Сорокин называл себя «эмпирическим позитивистом»). В работе Преступление и кара… преступность рассматривается как результат
принципиальной разнородности и даже «разорванности» системы социальных отношений, несоответствия «шаблонов поведения» различных социальных групп. В перспективе человечество в состоянии решить проблему преступности, перейдя на качественно иной уровень социальной интеграции и согласия.
После февральской революции Сорокин редактировал газету «Воля народа» (орган правых эсеров), был личным секретарем А.Ф.Керенского, депутатом Учредительного собрания. Преподавал в Петроградском университете, в 1920 был избран профессором по кафедре социологии. В апреле 1922 защитил диссертацию Система социологии. В сентябре 1922 был выслан из страны вместе с большой группой деятелей русской культуры. Некоторое время преподавал в Русском университете в Праге. Опубликовал труд Современное состояние России (1923). С 1924 – профессор университета Миннесоты (США). В последующие годы опубликовал ряд трудов, которые принесли ему мировое признание (Социальная мобильность, Современная социологическая теория и др.). В 1931 основал социологический факультет в Гарвардском университете, возглавлял его до 1942. В 1964 Сорокин был избран президентом Американской социологической ассоциации. Последняя значительная работа ученого посвящена России: Основные черты русской нации в двадцатом столетии (1967). Среди учеников Сорокина – крупнейшие американские социологи, такие, как Р.Мертон, Р.Миллз, Т.Парсонс и др.
Во второй половине 1920-х годов, разочаровавшись в позитивистской модели эволюции, Сорокин разрабатывает теорию социокультурных циклов, которая получает обоснование в его трудах Социальная и культурная динамика (в 4 т., 1937–1941) и Кризис нашего времени (1941). Проблеме типологии «кризисов» в истории посвящены и другие работы ученого: Социокультурная причинность, пространство, время (1943), Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии (1947), Социальная философия в эпоху кризиса (1950) и др. В конце 1940-х годов Сорокина все в большей степени привлекали проблемы нравственных отношений, в 1949 он создал в Гарварде Исследовательский центр по творческому альтруизму. Роли любви и альтруизма в человеческих отношениях посвящены его исследования-манифесты: Альтруистическая любовь: исследование американских «добрых соседей» и христианских святых (1950), Пути и власть любви (1954) и др.
Предметом социологии Сорокин всегда считал взаимодействие социальных групп, функционирующих в различных исторических и культурных обстоятельствах. Социолог решает задачу определения причин разнообразных типов социального поведения и должен учитывать самые различные мотивации, влияния, реакции («плюрализм фактов»). Согласно развитой Сорокиным теории «социальной мобильности», любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется по многим критериям – экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр., однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение («вертикальная» и «горизонтальная» мобильность).
Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму, что неизбежно приводит «закрытые» системы к кризису. В историческом процессе, считал Сорокин, имеет место периодическая смена различных «суперсистем», каждая из которых характеризуется особым культурно-историческим «стилем», уникальной «системой ценностей». Ученый выделял три типа «суперсистем»: «идеациональный», в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм; «чувственный», в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм; наконец, «идеалистический, характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов. История представляет собой социокультурный процесс, нормой которого является динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых «идеальных целей».
Эмиграция 

По постановлению коллегии ГПУ от 26 сентября 1922 г. выслан за границу. Первоначально выехал в Берлин. Затем проживал в Чехословакии, редактировал журнал "Крестьянская Россия". В октябре 1923 г. выехал в США, читал лекции в различных колледжах и университетах. В 1930 г. принял американское гражданство. В 1931 г. основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 г. В 1931 - 1959 гг. профессор Гарвардского университета. С 1960 г. президент Американской социологической ассоциации.
Взгляды и научные достижения 

Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры.
Ключевые понятия и термины Идеациональная культура - культурная система, для которой в качестве приоритетной реальности выступает сверхъестественное. Фактически является синонимом религиозной культуры, развившейся до масштабов социально-культурной суперсистемы.
Сорокин писал: "Истёкший год революции научил меня одной истине: политики могут ошибаться, политика может быть общественно полезна, но может быть и общественно вредна, работа же в области науки и народного просвещения всегда полезна, всегда нужна народу..." (см.: Ленин В.И., ПСС, т. 37, с. 188). В.И. Ленин в статье "Ценные признания Питирима Сорокина" (там же) сделал вывод о повороте мелкобуржуазной демократии от враждебности к нейтральности. В конце 1918 Сорокин, ранее приговорённый к расстрелу, был выпущен из тюрьмы. Вернувшись в Петроград, Сорокин возобновил с 1919 преподавание в вузах; в 1920 – 21 руководитель кафедры социологии университета, с 1921 – в Социологическом институте. Поддержал переход к нэпу как к политике, отвечающей чаяниям народа. В 1922 опубликовал на книгу Н.И. Бухарина "Теория исторического материализма" (М., 1922) "разгромную" рецензию; вскоре был уничтожен набор книги Сорокина "Голод как фактор", главы которой опубликованы в журнале "Экономист" (П., 1922, № 2, 4/5); 23 сентября с группой других учёных Сорокин был выслан из страны. Позднее вспоминал: "Я серьёзно сомневался в скором падении коммунистического правительства и был твёрдо убеждён, что будущее России будет решаться русскими на Родине, а не эмигрантами" ("Грани", 1965, № 57, с. 204). Занимался преподаванием и издательской деятельностью с 1923 – в США, среди его учеников был будущий президент США Дж. Кеннеди.
Сорокин писал: «Когда политический режим начинает рассыпаться, "вирус дезинтеграции" быстро распространяется всюду, заражая все институты власти, проникая во все щели. Падение режима – обычно это результат не столько усилий революционеров, сколько одряхления, бессилия и неспособности к созидательной работе самого режима... Если революцию нельзя искусственно начать и экспортировать, ещё менее возможно её искусственно остановить. Революции для своего полного осуществления на самом-то деле вовсе не нужны какие-то великие люди. В своём естественном развитии революция просто создаёт таких лидеров из самых обычных людей. Хорошо бы это знали все политики и особенно защитники устаревших режимов. Они не могут оживить такой отмирающий режим, как, впрочем, и другие не могут начать революцию без достаточного количества взрывчатого материала в обществе»
На склоне лет Сорокин написал изумительно глубокую автобиографическую книгу "Дальняя дорога", вышедшая в Москве в 1992. 


Немає коментарів: