неділю, 11 грудня 2011 р.

Почему информационная эра запаздывает в Украину?

Мой учитель в маркетинге чикагский гуру Ф.Котлер всегда настаивает: «сегментируйте потребителей, диференцирцируйте товар и тогда будет успешный маркетинг».

Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.


1-й сектор – деловая информация, состоит из следующих частей:

- биржевая и финансовая информация – котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены.

Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;

- статистическая информация – ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям.

Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

- коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса.

Поставщиками являются специальные информационные службы.

2-й сектор – информация для специалистов, содержит следующие части:

- профессиональная информация – специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;

- научно-техническая информация – документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

- доступ к первоисточникам – организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

3-й сектор – потребительская информация, состоит из следующих частей: - новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

- потребительская информация – расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;

- развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст.

4-й сектор – услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, профессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном и некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.

5-й сектор – обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

- программные продукты – программные комплексы с разной ориентацией – от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;

- технические средства – компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;

- разработка и сопровождение информационных систем и технологий – обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;

- консультирование по различным аспектам информационной индустрии – какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;

- подготовка источников информации – создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.

Возможно кто-то сможет еще детальнее «разбить» виды информации, суть это не поменяет. Бросается в глаза, что у нас контента и по этому спектру информационных продуктов недостаточно.

А есть еще одна составляющая для наступления информационной эры – компьютерная грамотность. И если молодое поколение кое-как поднимает порог этой самой грамотности, то средний и старший возраст никак не хотят становиться пользователями. Снимаю шляпу перед старшими согражданами которые несмотря на седины, и с компьютером на ты, и в сетях не заблудятся!

Можно написать массу законов, регламентирующих компьютеризацию, можно требовать от чиновников «выставлять» все их творчество в сети для всеобщего обозрения (это стоит делать), но этого будет мало!

Наше общество, а точнее его наиболее активная, лидирующая часть до сих пор не освоила основную прелесть информационной эры: создание добавочной стоимости в этом случае сопряжено с минимальным количеством ресурсов органических (нефти, газа, угля).

Человек, самый важный компонент информационного общества. Он и потребитель информации и ее генератор. Основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров.
Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, не зависимо от того, сколько раз она была использована.
Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается своеобразному “моральному износу”. Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным.
В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий. В этом состоит свойство адресности информации.
В-четвертых, производство информации, в отличие от производства материальных товаров, не требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства.
Надо заметить, что в конце 60-х именно украинский ученый, кибернетик Глушков предложил концепцию и внедрение «электронных денег» - советской платежной системы. Не знаю кто «помог», но советским людям «пластик» не раздали, что в числе прочих факторов, способствовало скорейшему закату социалистического эксперимента.

Этот пример я привел именно для того, чтобы следующий посыл отстоять: нас со своими мозгами(информацией) не ждут ни на одном из рынков.

От населения Украины ожидают плодов мышечного труда (стали, угля, зерна) и любезно предлагают покупать за вырученные, плоды интеллектуального труда (фильмы, программы, игры, книги и лечебные услуги, фото) произведенные в США и странах старых демократий.

Не даю сейчас оценки плохо это или хорошо.

Четко формулирую: глобальные информационные игроки наши конкуренты.

Если мы «задержимся» на старте, то покупателей на наши интеллектуальные услуги/товары «отберут» другие постсоветские страны, в первую очередь – РФ. А предпосылки к этому есть.

Отечественное кино, окончательно проиграло битву за зрителя. И это лишь поверхностный пример.

В то время, как мы в школах(за куцый бюджет) продолжаем давать детям очень емкий учебный курс, вузы западных и северных соседей «пылесосят» старшеклассников. Сотрудники образовательной отрасли помогают этому экспорту мозгов. Но в то же время я не слыхал ни от одного министра науки и образования, чтобы он отстаивал идеи экспорта наших педагогических технологий. Нет примеров, когда в Азии или Африке украинские специалисты открывали б ПТУ и школы.

Грустный мартиролог интеллектуальных потерь украинской науки и культуры, по сути столпов информационной эры не буду продолжать. Знаю, что люди с амбициями Глушкова или Довженко не родятся часто и густо, но считаю, что современники еще не все проиграли.

Конечно, сегодняшние капитаны украинской экономики не способны организовать «гонку» за лидерами технологической информатизации таких как Nokia, Sony, Intel, Philips, да и наверное не надо.

Помните про совет Котлера: ДИФФЕРЕНЦИРУЙТЕСЬ! Или умрите.

Украина и ее люди, способны стать серьезным игроком на рынках математического, лингвистического, мультимедийного и других контентов.

14 лет проведения национального конкурса школьных газет показывает, что талантливая креативная, сочиняющая и думающая молодежь не переводится. Украинцы дизайнеры и конструкторы не будут отставать от программистов и писателей с композиторами.

Много для этого надо?

Государственная парадигма отношений с интеллектуальнопроизводящим гражданином должна поменяться. Чиновник никогда не поймет, чем он может «поживиться» например с программиста.

Госорганы должны способствовать утверждению рыночных отношений в гуманитарной отрасли. По-крайней мере – запустить конкуренцию. А парламент – должен принять законы, продвигающие экспорт украинских интеллектуальных продуктов, в первую очередь – информационных.

Не плохо бы дать преференции бизнесам, которые финансируют опытные научно-исследовательские разработки.

Когда нет средств на капитальные инвестиции у государства, стоит внедрять смешанные формы финансирования интеллектуального производства. Но не дай Бог создавать еще и органы администрирования этих процессов, типа комитета по инновациям.

Энергию капитала и интеллекта надо объединить в позитив развития.

В.Головченко.


Немає коментарів: