понедельник, 4 апреля 2011 г.

Промышленные парки: будущее - за малым?

Получить субподряд от крупной промышленной компании предприятиям малого бизнеса непросто. Новый налоговый кодекс этому тем более не способствует, ибо не позволяет относить на затраты товары/услуги, приобретенные у ЧП на "упрощенке". Но беда не только в том, что крупный бизнес не хочет отдавать эти подряды, а в том, что большинство малых предприятий тяготеют к работе в сфере примитивной торговли, а заниматься производством у них нет ни желания, ни физической возможности.

По мнению аналитиков, активное развитие промышленных зон и парков позволит увеличить число предприятий, занятых в производственной сфере в разы.

"Примитивный бизнес"

На сегодняшний день структура малого бизнеса выглядит довольно удручающе. Около 80% предприятий заняты в сфере примитивной торговли. В промышленности работают лишь 15% . Для сравнения - в США из 24 миллионов малых предприятий 20% работают в промышленной сфере. Разница существенна.

В чем же секрет столь высокой активности производственных предприятий в развитых странах?
Конечно, можно долго рассуждать об общем уровне развития страны, об ином отношении к бизнесу в обществе, развитой системе поддержки предпринимательства, которая, в отличие от нашей страны, осуществляется не на словах, а на деле и т.д. Да, все это существенные факторы. Но основная причина "недоразвитости" украинского малого бизнеса в отсутствии условий для нормальной работы и четких понятных для всех правил игры, которые не меняются в зависимости от настроения чиновников. Именно активное взаимодействие между бизнесом и властью, соблюдение и уважение интересов друг друга может стать залогом изменения общей ситуации. А вот после того как это произойдет, тогда уже необходимо вводить конкретные программы поддержки, стимулировать отдельные направления предпринимательства и продолжать создавать и совершенствовать условия работы для малого бизнеса.
Ведь основной проблемой, стоящей на пути развития малого бизнеса в целом, является отсутствие пригодных и доступных по цене помещений. В производственном же секторе такая проблема стоит еще более остро. Ведь само по себе небольшое предприятие не может работать в сфере промышленности автономно.
Чтобы сделать малые производственные предприятия привлекательными для инвесторов и дать им возможность выживать в суровых условиях рынка, необходимо налаживать их взаимодействие с крупными промышленными гигантами. Как показывает зарубежная практика, именно благодаря передаче крупными компаниям субподрядов, малый бизнес и развивается на западе столь бурными темпами.
Примеров предостаточно: японская компания Toyota, имеющая в своем ареале около 30 тыс. малых предприятий, китайский Шанхай, американские и европейские технопарки и промышленные зоны, объединяющие миллионы больших и малых компаний. Причем малые фирмы в таких зонах активно конкурируют между собой, что делает их продукцию более качественной и востребованной на рынке.А такое сотрудничество выгодно и крупному бизнесу, который получает качественную услугу за небольшие деньги, и малым предприятиям, которым удается заработать. Не менее важно вовлечение малого бизнеса в промышленность и для государства. На словах чиновники различных ведомств давно декларируют идею создания промышленных зон и парков, которые позволят малому бизнесу активно работать в производственной сфере.
Что же такое промышленные зоны и парки?
Всего-навсего большой участок земли промышленного назначения, на котором размещаются помещения, предназначенные для производства. На западе в таких промпарках активно сосуществуют крупный и малый бизнес.
У нас же пока этого практически нет. Ау судостроительная СЭЗ? Есть некие суррогатные подобия промпарков, но, во-первых, их очень мало, во-вторых, зачастую доступ в них закрыт для малого бизнеса. Крупные же предприятия предпочитают запереться в своем ареале и делать все работы самостоятельно, без привлечения субподрядчиков.
Если же этого сделано не будет, крупные предприятия продолжат закрываться в своих ареалах и строить свои собственные заводы без привлечения малых фирм. Ну и естественно, следует привлечь и малый бизнес в эти парки путем снижения арендных ставок.
Помимо необходимости сделать промзоны привлекательными для бизнеса, следует решить ряд существующих глобальных системных проблем. Так, сегодня оформление земельного участка в среднем может занять до полутора лет. Разработка же проектно-сметной документации для получения разрешения на строительство также длится примерно то же время. Кроме того, велико и количество документов, необходимых для осуществления государственной приемки готового объекта (50-55). Также ввиду монополии на энергетическом рынке, стоимость подключения объектов к энергосетям сегодня составляет порядка 800 евро за один киловатт. А ведь для открытия промышленных предприятий таких киловаттов необходимо не один и не два.
Среди прочих проблем развития промпарков, встает вопрос о тои, кто же будет осуществлять управление ими. Если передать управленческие функции чиновникам, то, скорее всего, промзоны превратятся в "прачечные" по отмыванию грязных денег и площадку для коррупции, откатов и поборов. Если же отдать управление частным компаниям, то арендные ставки в таких объектах могут оказаться непривлекательными для малого бизнеса. Впрочем, решение есть: отдать управление объектами в руки частных управляющих компаний(УК), но при этом государство должно будет просубсидировать часть арендной ставки.
Таким образом, очевидно, что для популяризации промышленных парков существующие проблемы следует решать и без помощи государства тут не обойтись. Нам нужно в корне поменять стратегию и сделать серьезный шаг в сторону участия малого бизнеса в промышленности.


Комментариев нет: