четверг, 14 июля 2011 г.

Спортивные мифы и футбольная реальность


Минул год с южноафриканского мундиаля. Все больше скептиков появляется у Евро2012. Сборная Украины уж точно выглядит блекло, несмотря на привлечение яркого тренера Блохина. В Чем дело? Автор, уверен - без хорошей футбольной(спортивной) журналистики не может быть добротного футбола. Пора от схемы "хвалить-ругать" 
переходить к аналитике. Что изменилось за год после написания этого материала? Появились сообщества фанов в социальных сетях... Смотреть отечественные передачи, посвященные ЧМ2010 никто не заставляет. Похоже, что авторы и ведущие 3-го тайма ICTV и "Африканских страстей" УТ-1+Савик студиос, это хорошо усвоили. И если Фоззии и компания делает это легко и непринужденно в стиле трепа болельщиков, то Савелий и актеры + "поважни" эксперты морщат лбы и неуклюже демонстрируют чудеса аналитической компьютерной графики. Отсутствие собственно спортивной журналистики и ее футбольного сегмента давно бросалось в глаза, а сегодня выпукло представилось.


ЧМ по футболу как самое большое после Олимпиады спортивное соревнование в мире порождает лавину контента. К этому событию готовятся загодя не только команды участники и спортсмены, но и масс-медиа. Украинские же сми как принято, запасный путь греют. Два отечественных телевизионных обзора с натяжкой можно назвать серьезно подготовленными. Если 3-й тайм появился еще весной, то халтурка Шустера стартовала вместе с чемпионатом и весь первый круг, тренировалась делать ТВ-продукт на нас с вами - зрителях.


Саша Фоззи из ТНМК лишний раз доказал, что талантливый он человек во всем, за что берется(играет музыку, пишет тексты и книжки). Савелии же выпячивая свою любовь к футболу, пытаются застолбить и этот плацдарм акыновской журналистики. И проблема все же не в отсутствии ярких и умных спортивных комментаторов, она глубже.


Спорт всегда в отечестве был синонимом кузькиной матери, мол мы вам покажем. Эдакий идеологический костыль, подпорка. Разные авторы помогали всегда господствующей идеологии поставить советских спортсменов/тренеров в ряды защитников строя. Тонны макулатурных изданий было выпущено о ... например неувядаемой славе Киевского Динамо. Из года в год выпускались однотипные календари и вымпела. Журналистика о спорте даже забыла выполнять пропагандистскую функцию, она просто кормила пару десятков семей. Читатель, зритель, слушатель отвечал вначале скепсисом, потом - равнодушием. Все приехали. Смотреть эти футбольные трансляции и комментарии не хочется. Ну и что?


Значит, рекламодателю все меньше хочется оплачивать эту тягомотину! Все бы ничего, только в информационную пору рекламодатель поддержит спортивную журналистику соседей, мы будем смотреть ТВ соседей и отечественный рекламный бюджет еще более оскудеет. А потом, героически будем что-то изобретать. Вот так отсутствие спортивной журналистики уничтожает экономический смысл вкладывать в спорт.


В то же время, испанские, итальянские, французкие СМИ о футболе делают все больше информационных продуктов. Проверьте рейтинги сборных и чемпионатов этих стран за последние 10 лет. И кто действующие чемпионы мира и Европы?




Комментариев нет:


Отправить комментарий