среда, 16 ноября 2016 г.

Медиа-тренды по-польски

Спустя ровно 9 лет после проведения с братом исследования "Польские медиа: от свободной прессы к свободной стране" я снова окунулся в мир польских медиа. Спасибо фундации "Образование для демократии" и Союзу журналистов Польских (SDP)за тёплый и продуктивный приём.
Много что "случилось" с украинскими медиа с 2007-го. А что поменялось у польских коллег?
Тренд 1 - снижение тиражей печатных изданий. Некоторые, даже очень некогда популярные, типа WProst - канули в Лету. Газеты "потоньшали", а телеканалы приобрели технологический лоск студий.
И тут в глаза бросается Тренд 2 - медиаканалы для молодых людей доступны на бесплатной основе. И это самое серьёзное препятствие для развития экономики печатной платформы. Привычка получать бесплатно новости в Интернете на сайтах и из телевизора, "терминировала" дедовскую подписку и покупку прессы в киосках. Журналисты почувствовали на себе отрицательное влияние этого тренда. Сокращены очень сильно редакции. Сжался рекламный рынок, а значит, медиакомпании стали менее доходным делом. Заграничные издатели не получая прибыли банально закрыли проекты(журналы, таблоиды) и журналисты пошли к бывшим конкурентам. А кто-то по миру с протянутой рукой. Профсоюз в некоторых редакциях де-факто не позволяют организовывать, а значит, интересы репортёров должны перед издателем отстаивать сами репортёры.

Значительно большие деньги продолжают "вливаться" в телевидение, в том числе вещающее в интернете и на спутнике на белорусском языке, разбавляя плюрализмом эфир соседнего государства. Ну а в польском эфире - многообразие развлекательных талант-шоу. Точнее -
засилье. В воскресенье вечером в эфире в Варшаве одномоментно насчитал 4. Ну а ещё - политика. Их, польских говорящих политиков много на телевидении.
Из этого "вытекает"  3-й тренд - таблоизация медиа. Упрощение или популяризация персоны. Если раньше в медиапространстве присутствовало по-большему экспертное мнение со страниц многочисленных газет, еженедельников, то сегодня - жаркие речи из телевизора - формируют в основном повестку дня. Пример. Польский министр обороны недавно заступивший на "пост",  для формирующихся высокомобильных десантных сил решил закупать вертолеты не во Франции, как планировал его предшественник (до выборов), а в прямом эфире месяц назад сообщил что сделает закупку в Украине. Там мол дешевле, но точно современно, потому что прошли испытание войной. Представляете!
На утро все только и говорили о закупке вертолетов у воюющей Украине, мол поможем братьям. Но кто видел эти самые новые украинские вертолеты? Их нет! Мотор Сич производит двигатели для некоторых моделей ещё советских вертолетов, которые делают в РФ. Если бы такую информацию "готовил" польский журналист газеты, то он бы через своего собкора в Украине или напрямую, сняв трубку проверил бы сам предмет, до публикации. А так политик, что-то заявил в "телевизоре", сайты "разогнали" новость про спецназ на украинских вертолетах, обыватель "скушал". И такой "малины" в польских медиа стало попадаться много.
Тренд 4 - политизация медиа. У каждой политсилы есть "свои" издания и каналы, интернет-ресурсы и они "служат" в первую очередь политическим целям, а не народу. Все разбрелись по политическим лагерям, в которых не уважают журналистов в принципе. В том числе конкурентные "войны" между изданиями идут не за бюджет рекламодателя, а за близость к "телу правительства".
Темы антикоррупционных журналистских расследований чаще всего генерируются политтехнологами и выступают часто "медиадубинками". Местные коммунальные издания "служат" органам местного самоуправления, а последние активно противодействуют "проникновению" столичных СМИ в провинцию. 

В результате, сформировался тренд 5 - провинциализация медиа. Замкнутость тем и очень сложный путь "добывания" публичной информации делает сбор информации польскими журналистами делом очень сложным, хлопотным. Законы о доступе к информации в Польше были приняты до вступления в ЕС(2003), а значит аналогичные Украинские законы более прогрессивны и способствуют открытытости.
Самый "болезненный" тренд 6 - "интернетизация", это значит что все "воруют" информацию друг у друга в сетях. И это в католической Польше! Что творится? Мир перевернулся. Нет, любимый еженедельник Краковского кардинала "Тыгодник повшехный" выходит, но его материалы о морализаторстве читаемы исключительно более старшим читателем. А средний и младший возрасты не "вылазят" из гаджетов и ПК.
Где-то под конец недели в Польше, после встреч с журналистами и продюсерами, медиаэкспертами выкристаллизовался вывод: польские медиа не контролируют власть! 
Нравится это кому-то или нет, но "вымывание" денег из медиасреды привело к тому, что сформировались все вышеперечисленные тренды, а значит, независимость медиа налицо снижена. Польские медиа в минувшем десятилетии, вслед за "флагманом" либерально-демократической Gazety Wyborczej становились очень популярными бизнесами. А вот после финансового кризиса явно потеряли былую притягательность для инвесторов. Мне показалось, корень проблемы в менеджменте и непрогрессивном маркетинге. Прямое копирование устаревших американских или германских приёмов завязывания отношений с рекламодателем и средой в сетевую эру не даёт результатов. Та же вечно догоняющая Rzeczpospolitej 10 лет "держала" сайт газеты с бесплатным доступом до всех материалов и лишь недавно стала продавать интернет-подписку, говорят очень малому числу читателей. И если в других отраслях бизнеса польским менеджерам удалось удержать ситуацию лучше среднеевропейских коллег, то слабый собственно Польский капитал не обеспечил "рекламную подушку" польским медиа. 
Сегодня коллеги "завязли" в конвергентности, когда все газеты бросились делать интернет-ТВ, а эфирные медиа "нырнули" в интернет. Но в лидерах популярности цифровых медиа вовсе не собственно журналистский продукт, а портал интегратор объявлений о купле-продаже и новостей. Мир перевернулся! Даже много читающая Польская аудитория переходит в клиповую реальность, проглядывая. Обложки или первые полосы польских изданий бьются из всех сил за привлечение внимания! Им это удаётся. Дай Бог украинским медиа столкнувшись с аналогичными трендами "вырулить" из трясины безденежья. Медиа ведь бизнес, а делать бизнес без прибыли, за бюджетные или олигархические, как-то не по-рыночному. Уж очень смахивает на пропагандистскую поденщину!
В.Головченко из Варшавы.(фото автора)


Комментариев нет: