пятница, 13 марта 2015 г.

Разрозненность мешает общественности повлиять на решения местной власти

Если оказывать влияние на решение многих “второстепенных” вопросов местной власти общественность научилась, то для решения ключевых финансовых вопросов (в первую очередь вопросов тарифов общественного транспорта и коммунальных платежей) у общественности не хватает сплоченности и скоординированности действий.
К такому выводу пришли во время моделирования «Повышение тарифов в уездном городе N», проведенного в Киеве по системе методов «Технологии моделирования будущего» компанией «Active Group» во время тренинга активизации громад, организованного ВОО “Институт республика” при поддержке Национального демократического института международных отношений США.
В процессе моделирования представители власти и бизнеса умело действовали по принципу “разделяй и властвуй”, шли на незначительные уступки, добиваясь при этом своих главных целей.
Кроме того, в процессе построения модели был явно проявлен еще один механизм, по которому происходит “децентрализация явочным порядком”. Он заключается в том, что местный бизнес, всячески уклоняясь от налогов, собираемых в государственную казну, вкладывает деньги напрямую в поддержание местной инфраструктуры, наполняет “специальный фонд” местной милиции и т.д. В качестве отдельного аспекта “центробежного движения” проявилось стремление местной власти максимально уменьшить собственную зависимость от столичных чиновников, даже ценой сокращения бюджетов.
Стиль работы правоохранительных органов “на местах”, согласно модели, не поменялся и не поменяется без сильных, навязанных одновременно обществом и столичной властью, реформ.
Без коренного реформирования, правоохранители продолжают брать взятки, работать в угоду местной власти, не замечая нарушения одних и карая малейшее отступление от норм других, выполнять заказы и т.д. Максиммальные улучшения, которых можно добиться без решительного давления - это некоторое упорядочение коррупции и построение более элегантных “схем”.

Впрочем, как оказалось, коррупция не всегда зло. И, при определенных условиях, оказывается даже полезна. Так, чиновник, получающий 1500-2000 грн, совершенно не мотивирован работать, в то время как если его доход увеличивается в 2-3 раза от “официального”, он начинает старательно выполнять собственные функции, держаться за кресло, становится подвержен общественному давлению (которое может его с этого кресла подвинуть) и т.д. Однако, если “неофициальный” доход увеличивает зарплату на в разы, а на порядки, то весь позитивный эффект нивелируется.

По словам основного модератора Андрея Еременко, моелирование показало, что локальная общественность в состоянии добиться некоторого увеличения прозрачности принятия решений, что в свою очередь приведет не только к затруднению незаконных схем в местной власти, но и приводит к увеличению взаимопонимания между властью и обществом.

Справка:
Андрей Еременко – украинский политолог и практикующий социолог, соавтор «Технологий моделирования будущего». Окончил Инженерно-физический факультет Национального технического университета Украины «КПИ» и Национальную академию государственного управления при Президенте Украины (кафедра Политической аналитики и прогнозирования). Глава Союза молодых политологов Украины, который был внесен в печально известный список Олега Царева как организация-враг режима Януковича. Основатель исследовательской компании «Актив-групп». Сотрудничает с международными организациями, в частности USAID, а также с украинскими организациями, такими как проектный центр “ИКС” и Национальная антикризисная группа. Также реализовывал совместные проекты с Институтом социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины.
«Технологии моделирования будущего» – это система методов исследования, прогнозирования, моделирования возможных социальных, политических, экономических, общественных и других процессов, способствующая развитию адаптивности, креативности участников, формированию команд, анализа рисков и ошибок, разработке кратко- и долгосрочных планов в любой сфере коллективной деятельности на локальном и глобальном уровнях.
Основой для системы стала технология организационно-деятельностных игр (ОДИ), корни которой уходят в командно-штабные планирования, активно использовавшиеся армиями СССР и Германии, а так же их союзниками во время Второй мировой войны. В послевоенное время технология активно развивалась в Европе с целью моделирования социально-политических процессов. В СССР технология пришла только в конце 70-х годов.

На сегодня по «Технологии моделирования будущего» было проведено более 80-ти моделирований во всех областях Украины при участии более 1500 человек: политологов, социологов, политиков, общественных деятелей, журналистов, представителей бизнеса.


Комментариев нет: