понедельник, 29 октября 2012 г.

Украинцы в Москве побеспокоились о рабочем человеке

Когда человеку понравиться какая-то профессия, он и осваивает ее. Раньше для этого шли в подмастерья, теперь – в университет. Но еще недавно, достаточно было попасть в учебный комбинат при заводе или профессиональное училище и профессия была у тебя. Система профессионального обучения, которая была построена в СССР во второй половине 20 века, была одной из мощнейших опор советской цивилизации. Миллионы молодых людей осваивали рабочие профессии и шли на заводы создавать валовой национальный продукт. Кто-то может скептически к этому отнестись, но то, что в постсоветских городах стоят жилые дома, работает ТВ и транспорт во многом заслуга простых советских ПэТэУшников, которых добротно выучили профессиональные педагоги.

Мало кто знает, что почти 10 лет назад в некогда пролетарском городе Николаеве родились ежегодные научные чтения памяти Сергея Яковлевича Батышева, академика – основателя советской профтехпедагогики. Здесь еще в конце 60-х на крупных судозаводах его коллеги во главе с бывалым производственником, а ныне профессором Николаевского государственного университета, И.Стариковым начали внедрение эксперимента по подготовке конкурентного рабочего.

Уже во вторую весну в городе, многие сельские парни, благодаря производственным тренажерам и стандартам подготовки, разработанным в николаевском центре научной организации труда, который поддержал Батышев, умели  качественно «варить» корпуса кораблей. В Николаеве советские авианосцы формировали и собирали на стапеле в среднем за 3 года. В КНР, до сих пор не научились, недавно ввели в строй бывший «Варяг» - корабль, который был «сварен» еще в Николаеве во времена перестройки. Но кроме этих кораблей, длинною в 3 футбольных поля, в городе при слиянии Буга и Ингула строили одновременно крейсера, рудовозы, траулеры и рефрижераторы. В три смены работали 3 судозавода с более чем 50 тысячами рабочих. Всех их готовили в ПТУ. То же самое было в Киеве и Казани, где строили самолеты, Днепропетровске и Самаре, где собирали ракеты и сотнях других городов.

А потом…

Вдруг, показалось что индустрия нам не к чему. Заводы и фабрики стали закрываться. Профессии сварщика или слесаря стали не очень востребованы. Вузы стали наращивать число офисных профессий. На дворе запахло эрой постиндустриальной. Профессиональные педагоги, в нашей стране и соседней РФ стали проводить мозговые штурмы, определяя что делать с этой подотраслью образования. Число рабочих профессий неуклонно сокращалось, количество людей занятых в оказании услуг – росло.

В Николаеве и Измаиле, Хмельницком и Киеве стали экспериментировать с учебными программами, новым направлениями и формами не только рабочих, но и сервисных профессий. Одной из первых экспериментальных площадок по внедрению инноваций в образовании стал Колледж прессы и ТВ. Именно здесь, после многолетнего эксперимента, молодым ученым Глебом Головченко, учеником Ильи Старикова, был сформулирован принцип подготовки в условиях дидактического информационного пространства (ДИПа). В Национальной академии педнаук Украины был создан институт профессиональной педагогики.

Встречаясь на Батышевских чтениях, ученые не только славословили в адрес патриарха, писали и издавали сборники научных работ, а главное – сравнивали наработки. Срабатывало незабвенное правило: сделал что-то сосед – разбейся в лепешку, но сделай лучше.

Городской голова Николаева, кандидат технических наук Владимир Чайка все эти годы весьма плодотворно, а не только номинально поддерживал и проведение конференций памяти С.Я.Батышева.ю и становление отечественного профобразования. Наверное, тут срабатывал человеческий фактор – когда-то после армии, молодой Володя сам освоил рабочую профессию на одном из судозаводов города. С тех пор он, как и миллионы людей хорошо осознал, как важно иметь возможность получить нужную профессию.

А сегодня, на 6-й конференции по профессиональной педагогике памяти С.Батышева в Москве, которая прошла в Российской академии образования, стало совершенно очевидно, что мудрый украинский тренд на сохранение и развитие этой системы, создает фору перед россиянами.

Невозможность выполнять большой частью населения рабочие операции, например, в тяжелой промышленности совершенно не означает, что эти высвободившиеся наши сограждане останутся на обочине. Отечественная система профессиональной подготовки, наиболее готова, чтобы оперативно, массово переучить этих самых рабочих, выполнять другие виды работ.

Парадигма сегодняшнего мира такова, что человек должен учиться всю жизнь. Это не красивые слова, а очень насущная потребность. В связи с тем, что на дворе информационная эра, смены технологических принципов создания добавочной стоимости, изменяются несколько раз за десятилетия. Например, еще вчера строили дома, где основным материалом был бетон, а сегодня его повсеместно вытесняет сталь и полимеры. Вчера журналист работал лишь с пером на бумаге, а сегодня ПК уже выглядит анахронизмом.

- Мы не имеем права останавливаться в развитии медиа-отрасли, замечает кандидат педагогических наук, директор Колледжа прессы и ТВ Глеб Головченко. – Технология производства, например видео или веб-новостей точно не изучалась в Институте журналистики еще 5 лет назад. Мы совершенствуем и дополняем учебные программы каждые 2-3 года. Кроме того, по основным, рабочим специальностям, например телевидения, таким как оператор-видеомонтажер мы готовы проводить оперативную переподготовку на своей учебной телекомпании ТАК-ТВ, которая уже 6 лет в эфире, а недавно еще и освоила цифровой формат.

Стало очевидным на конференции в Москве, что украинская школа Батышева, более конкурентоспособная, чем российская, она ушла вперед как в институализации решения задачи непрерывного образования, так и в выработке форм и методов профессиональной подготовки.

Университетские дипломы, к сожалению, устаревают уже к моменту получения, потому что знания, которые студент осваивал на 2 курсе, уже через 3 года устаревают. Что делать?

Постоянно учиться, в том числе и новым знаниям. Самообразованием отдельных личностей, ситуацию не спасти. Подготовка и переподготовка персонала, отныне процесс непрерывный, если субъект хозяйствования хочет побеждать в конкурентной борьбе. Эта теза стала основной доминантой, которую зафиксировали на научной конференции ученые РФ и Украины. Но тут же возник немой вопрос: а для государств и государственных служащих это утверждение справедливо?

Совершенно очевидно, если мы хотим видеть наше государство успешным, то и его наемные сотрудники от мала до велика, должны регулярно совершенствовать ранее приобретенные навыки и осваивать новые знания. А без этого – вопрос успешности национального государства можно даже не поднимать. Во всем мире лишь считанные державы создают тренды, остальные следую веками в фарватере. И уж коль Украине суждено быть законодательницей смыслов в профессиональной педагогике, то этот шанс нужно использовать. В первую очередь, не сооружая бюрократические надстройки, а через создание отношений между обществом, потребителями качественных трудовых ресурсов (бизнес) и учеными-педагогами. Политики же, если они планируют оставаться украинскими политиками, должны включиться в «сопровождение» этого социально-педагогического течения, что учиться новым профессиям всю жизнь – важно. А кому-то вполне с руки будет освоить не только смежную профессию, но и одну из рабочих. Иначе, они очень быстро могут раствориться в армии бюрократов других образований (союзов).


Был на конференции в Москве В.Головченко.


Комментариев нет: