понедельник, 26 марта 2012 г.

О судостроение – на чистоту

Наш автор, уважаемый В.Никитин в блогосфере уже не один месяц ведет заочный диспут с представителями исполнительной власти на местах. Очень взвешенные и выдержанные материалы подтверждают одну мысль: если просто транслировать информацию в массы, она обязательно вызовет реакцию. Хотелось бы, чтобы и обратная связь использовалась на благо общества, а не только для захламления эфира.

Кабинет Министров Украины :

Из Государственной программы развития внутреннего производства (Постановление Кабинета Министров Украины № 1130 от 12 сентября 2011 года)
«Суднобудівна промисловість була однією з основних галузей машинобудування України. За роки незалежності вона втратила свою роль і значущість для економіки і оборони держави. Сучасні проблеми розвитку суднобудівної галузі зумовлені структурними диспропорціями, що відбулися у попередні роки. Галузь втратила престижність на світовому ринку і внаслідок відсутності замовлень скоротила обсяги суднобудування.
Україна, яка має значний досвід будівництва військових кораблів і цивільних суден різного призначення, повинна, по-перше, зберегти потенціал галузі і, по-друге, забезпечити їй якісно новий розвиток. Держава сприятиме завантаженню потужностей та створенню умов для розвитку вітчизняних суднобудівних підприємств, що у подальшому дасть змогу розширити портфель
замовлень за участю інших держав. Важливо зберегти спеціалізацію суднобудування на майбутнє.

Крім того, Україна в перспективі повинна забезпечити відтворення власного військово-морського, морського торговельного, річкового і риболовецького флоту.
Руководитель Николаевской областной государственной администрации

«…Мы выправим ситуацию на заводе «Океан», мы выправим ситуацию на заводе им. 61 коммунара. Лучше будет ситуация на всех наших судостроительных заводах. Я четко знаю, что нужно делать. Я не могу подменять руководителей предприятий, не могу подменять собственников. Но оценить перспективу, в какую сторону будет развиваться наше судостроение на основании переговоров со многими людьми, с учетом предстоящего заключения договоров между Украиной и Россией, могу – думаю, что ситуация будет хорошая…». «НИКОЛАЙ КРУГЛОВ: СИТУАЦИЯ НА «ОКЕАНЕ» – НЕ РЕЙДЕРСКИЙ ЗАХВАТ», «Вечерний Николаев», 23 ноября 2011 г. Голова города Николаева

«…Николаев участвовал в конкурсе по выбору земельных участков под индустриальный парк и в этом конкурсе победил. … По мнению Николаевского городского головы В. Чайки, реализация такого проекта поможет как в развитии николаевского бизнеса, так и в привлечении внешних инвесторов, что особенно важно в условиях стагнации главной городской отрасли – судостроения». «В Николаеве хотят создать технопарк», «Вечерний Николаев», 15 декабря 2011 (*Стагнация – состояние экономики, сопровождающееся застоем производства в течение длительного времени, сопровождается увеличением числа безработных, снижением заработных плат и уровня жизни.)
Таким образом:

Ø Кабинет Министров Украины смотрит на судостроение заинтересовано и широко. Предполагается, что успехи будут опираться передовое проектирование и эффективное конструирование, а технологии в производствах достигнут мировых стандартов. Но произойдет это не скоро и денег под решение таких задач государство много давать не намерено. Заниматься развитием будут многие министерства и ведомства. Однако у них нет веских причин выделять судостроение из массы других важных дел, потому на высокую активность и инициативность в министерствах и ведомствах полагаться вряд ли следует.

Ø Николаевская областная государственная администрация на будущее судостроения смотрит больше как заинтересованный наблюдатель того, что министерства да ведомства делать будут. Конечно, в меру своих и возможностей местные чиновники подъем отрасли будут обсуждать, но больших результатов от таких действий ожидать не следует. В высоких кабинетах областные руководители – небогатые ходатаи да просители, отношение к которым ведомо. Главную проблему в судостроения областная власть видит в малой загрузке производственных мощностей. А проектирование, конструирование и технологические решения в перечень наиболее важных дел как бы не входят.

В целом по отношению к судостроению администрация Николаевской области уже не один год занимает созерцательно-выжидательную позицию. Вот примеры на этот счет.

Год 2010. Местные чиновники утверждают – Россия уже набила мешок деньгами и взяла билет до Николаева, чтобы купить украинский крейсер. О том рассуждали и писали, но все в отсутствии главного фигуранта сделки – покупателя. В суете да беседах пролетели12 месяцев – ожидания оказались беспочвенными – остался крейсер стареть у родных берегов. Разговоры о сделке потихоньку затихли – в таких заботах о судостроение год канул в вечность.

Наступил год 2011. Чиновники вновь заговорили о судостроение в Николаеве. Теперь они стали уповать на возобновление работы специальной экономической зоны «Николаев» с льготными поблажками для инвесторов. Май 2011, «Вечерний Николаев», «Николаевский губернатор Н. Круглов о политических и экономических перспективах»: «…губернатор подтвердил намерение восстановить специальные экономические зоны. В конце мая 2011 года в парламент будет подан Закон о возобновлении действия Свободных экономических зон». Однако минул май, а вслед за ним и остальные месяцы 2011, а специальная экономическая зона деятельностью так и не возобновила. Ожидания вновь оказались бесплодными и упущенного времени уже никак не вернуть.

Пришел год 2012. В повестке дня о судостроении – договора с Россией. Чиновники говорят – спасение и подъем николаевских судостроителей придет с востока. И вновь местная власть время в ожиданиях коротает. Однако сейчас в судостроении Украины хозяйничает частный бизнес, договорится с которым о сотрудничестве можно и без решений на государственном уровне. Потому нет нужды ждать, когда для судостроителей благоприятный момент наступит.

О том, что происходит, так говорится – обещанного три года ждут. Посмотрим, чем декабрь 2012 судостроителей порадует, хотя и сейчас многое ведомо. Радикальных изменений в лучшую сторону не будет: «спасение утопающих – дело самих утопающих».

Так три года властвования чиновника в ожидания и проходят, а как дальше будет – жизнь покажет.

Ø Власть Николаева на будущее местного судостроения смотрит весьма прагматично. Её больше всего интересуют суммы поступлений от судостроительных предприятий в городской бюджет. И такая позиция городского чиновника якобы вполне обоснованна – проблемы городского хозяйства без денег не решаются, а основной источник денег – городской бюджет. Однако наряду с чиновниками, в Николаеве живут труженики и многих других профессий. А для них будущая судьба судостроения измеряется по-иному: возможностью работать рабочими и служащими, техниками и инженерами, программистами и экономистами – так как это происходило в предыдущие века. Но о таких перспективах николаевского судостроения городские чиновники больше вспоминают и говорят в преддверие очередных выборов. Тогда розовых красок и радужных перспектив не рисует разве что ленивый.

николаевцам. Но плохо, что оно не единое.

P.S. Интересным в приведенных мнениях является не только их смысл, а их даты. Первым высказался Кабинет Министров, вторым руководитель областной государственной администрации, а третьим голова города Николаева. В такой последовательности все мнения должны были быть согласованными, а не разноголосыми. И потому на этот счет весьма уместен отрывок из басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак да Щука».



«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука».



В.А. Никитин, эксперт Всеукраинской экспертной сети
25 марта 2012 года


Комментариев нет: