четверг, 28 апреля 2011 г.

В бизнесе интуицию заменяют картами


Мы пережили за минувшие 10-15 лет этапы развития бизнеса, которые на Западе проходили за столетия. Хорошо это или плохо не нам судить, это данность, которую нельзя обойти. Можно лишь осознав эту скоротечность, сегодня в «полный рост» начать осваивать новейшие технологии бизнеса.
Когда бизнес прошел первую стадию и стал на ноги возникает чаще всего проблема нехватки добавочной стоимости. Не хватает коммуникаций, нет достаточного количества людей с нужной квалификацией, лидерские способности (так необходимые на старте бизнеса) начинают мешать, контроль за всеми процессами становится невозможным. Возникает потребность в привлечении капитала.
Желательно размышлять о достижении результата, т.е. не с факта привлечения денег в ваш проект, а с того момента, когда реализовались ваши мечты. В мышлении надо быть амбициозным, учат американские практики. В частности сегодня в моде технология визуализации через оси целей в том числе конечных, тех этапов которые должен пройти бизнес. Названия осей могут быть: качество, цена, дизайн их может быть множество. На все оси нужно кроме своих позиций нанести позиции конкурентов. Этапы движения к целям должны также откладываться по осям и быть реалистичными.
Этот процесс очень похож на процесс выбора компьютера или автомобиля, когда вы по различным техническим параметрам оценивается преимущество и совершается покупка.
Карта целей нужна в том числе потому, что подходы двух директоров или собственников могут не совпадать, а желательно не убеждать в своей правоте при каждом удобном случае оппонента, а нарисовать карту. Ее научное название когнитивная карта. Есть программное обеспечение, которое упрощает процесс подготовки такой карты, есть примеры карт, состоящих их надцати метров бумаги.

Из таких карт очень просто составлять бизнес план для того или иного продукта/процесса. Во-первых он будет строиться от простого к сложному, от продуктов и рынков, от технологии, от научных исследований и капитальных инвестиций. Генерация бизнесплана из карт очень эффективна для поиска денег, так как все уместится на одном листке. Куда, почему, что, как? Ответы на эти вопросы чаще всего интересуют владельца капитала. Визуализация позволяет очень доступно объяснить среде сущность своего бизнеса и конечно же найти деньги у инвестора или покупателя.

Другой способ не «заблудить» свой бизнес это готовить дорожную карту market pull в обратном направлении от цели. При этом создание спроса базируется на технологических возможностях(Technology Push).
В этом случае меняется порядок шагов исполнения дорожной карты.
На первом месте стоит задание понять рынок, какими возможностями его можно удовлетворить и что нужно для реализации, за какое время?
Многие малые бизнесы будут выбирать дорогу только от возможностей (сырье, ресурсы и т.д.) Когда есть возможность быть ближе к клиенту и нет причин останавливать инвестиционный процесс – лучше выбирать market pull.
Рекомендуют также смешивать технологии Рull и Push и на их базе выбирать стратегию технологии существования бизнеса.
Процесс оформления дорожной карты (Road map)должен быть очень ясным и простым.
Ну а самое главное – в конце карты должен быть описан предполагаемый вариант выхода из инвестиции. То ли продажа, по рыночной цене или выпуск акций и выведение на биржу с целью капитализации бизнеса.
Все бизнесмены, которые себя в любом случае знают отлично, должны выбрать себе путь развития под собственные наклонности и способности. Если от бизнеса устаете – выбирайте путь скорейшей продажи, если терпеливы – выращивайте свой бизнес долго.



В.Головченко.


Комментариев нет: