четверг, 24 ноября 2016 г.

Проект «ПРОВИНЦИЯ» открывает имена

Когда-то один "неожиданный звонок" и приглашение на мой первый частный пленэр многое изменили в моей жизни! Можно много говорить о судьбах, талантах, просчетах, но с одним не поспоришь точно - нужно двигаться вперед, и помогать тем, кто возможно заслуживает "неожиданного звонка". Хотелось бы, чтобы проект "Провинция" в галерее "На Спасской 45" стал некой платформой и трамплином для поднятия художественных и духовных сил, тех кто действительно работает где-то в тени, где-то в области, где-то в Украине…

Куратор проекта «ПРОВИНЦИЯ», художник Николай Плехов.

​В прошлом сезоне, у нас состоялась первая выставка проекта «Провинция», куратором которого является художник Николай Плехов. Идея возникла два года назад во время обсуждения выставки самого Николая, который делился впечатлениями о том, что в своих поездках на пленэры по различным уголкам Украины он довольно часто встречает художников из настоящей глубинки, «провинции в квадрате» - районных центров и даже сел – и их работы, порой наивные, порой недостаточно сильные технически, тем не менее несут в себе мощную энергетику – в первую очередь искренней любви к своей земле, ее часто славному прошлому и скромному настоящему. И есть необходимость, хотя бы иногда, показывать их более широкой аудитории, которую эти художники не всегда могут получить у себя дома. Первой вехой этого проекта была выставка нашего земляка – жителя Нового Буга Геннадия Пономаря, а теперь у нас гость из древней Переяславкой земли – Олександр Сусь.



​Из школьной программы, пожалуй, каждый помнит это название – Переяслав. У города с некоторых пор появилось и второе имя – Хмельницкий. Да, это именно тот самый город, в котором состоялась Переяславская рада, навсегда поменявшая судьбы Украины навсегда. Но помимо этого Переяслав(-Хмельницкий) – это еще и один из самых древнейших наших городов, который упоминается еще в 907 году в договоре князя Олега с Византией, потом он был столицей Переяславского княжества, защищавшего земли Руси от кочевников из Степи, помимо Богдана Хмельницкого тут жили (и работали) такие легендарные наши личности как Григорий Сковорода и Тарас Шевченко… Но эта слава давно миновала и теперь это просто еще один районный центр, однако эта земля все еще дышит славным прошлым. И особенно чувствительные люди, среди которых не последнее место занимают художники, улавливают эти токи и транслируют их через свои произведения.

​Олександр Сусь родился 9-го июня 1981 года в Переяславе-Хмельницком. Учился в местной детской художественной школе, а затем в Переяслав-Хмельницком государственном педагогическом университете имени Григория Сковорды, где получил квалификацию учителя рисования в младших классах, то есть профессиональное художественное образование у него одновременно и есть, и нет. Однако это не помешало ему стать художником, постоянно учиться у своих коллег и принимать участие в групповых выставках и пленэрах. Однако персональная выставку у него вторая – отсюда и название «Друга борода». Новая выставка – как новая борода, а борода для Олександра – это символ большого рода, связи всех поколений, богатство этого рода. Художник, в самом деле, носит бороду, причём такую, что иногда его путают с батюшкой, живет простой, но внутренне богатой жизнью. Женат, имеет двоих детей Назара и Святослава, которые, по замечанию Николая Плехова, кажутся какими-то древнеславянскими воинами. Супруга так же непроста – знает целебные травы, собирает травяные чаи, плетет венки из виноградной лозы… Жизнь одновременно и современная, и архаичная, уходящая глубоко корнями в историческое прошлое земли, которая теперь Украина, но до этого была много чем, но это все принимается как СВОЕ. В этом отношение характерен своеобразный триптих, изображающий казаков под деревом – «Папай»-«Бабай»-«Мамай», где Папай – это персонаж скифской мифологии, Первопредок всех скифов (скифская составляющая истории нашей земли), Бабай – это тюркское слово, значащее «дедушка», то есть некий общий тюркский предок, старейшина(тюркская кочевая составляющая истории нашей земли) и Мамай – как персонаж уже украинского фольклора, один из его ключевых образов. То есть здесь явно проступает глубокое понимание связи времен, восприятие своей земли как места с богатой и разнообразной историей. И это действительно так, ведь Переяславская земля испокон веков была фронтиром, пограничьем, где встречалась славянская цивилизация и тюркскаякочевая Степь, древней контактной зоной – это своеобразная метафора всей Украины, как места столкновения цивилизационных импульсов с древнейших времен до настоящего момента. Подобной метафоричностью пронизано все творчество художника, который ищет претворения старых символов средствами нового искусства, актуализируя их мощный смысловой потенциал, чтобы, не навязывая зрителю своих идей, провоцировать их к самостоятельным раздумьям.



Александра Филоненко, искусствовед



ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФИРМЫ «КРЕДО»


Комментариев нет: