суботу, 5 вересня 2015 р.

Давайте спросим у общественности!

Лет 30 тому в начале Перестройки появилась такая отечественная "страсть" - прислушиваться к гласу народному. Задумали что-то в том или ином властном кабинете, а чтобы легитимизировать какой-либо процесс, якобы спрашивают мнение общественности. Прижилась эта бюрократическая "разводка" в украинском обществе. Практически каждый нормативно-правовой документ в Украине имеет процесс "согласования" с народом тех или иных решений. Но чаще в последнюю (!) очередь, когда уже все заинтересованные стороны "узгодили", неким представителям общественности доверено священное право "завизировать высочайший указ". Собственно из-за этого и появилась в современной Украине своеобразная номенклатура общественности, как реакция на процедуру согласования с общественностью. Громадские рады - слыхали?
Так было, так есть! Но вполне возможно, что так нельзя продолжать, ибо ни одно общественное слушание в стране собственно не проходит естественно, без заказа или яркого конфликта интересов с чиновничеством.
Для того, чтобы исправить практику в недрах отечественного Олимпа, под чутким патронажем ОБСЕ завелась инициатива "Відкритий уряд", а согласно ей уже появился законопроект "Про публічні консультації". В Одессе прошел первый региональный круглый стол при участии экспертов и госслужащих из администраций и местных исполкомов областей юга, примкнувшей Подолиии.
После "революції гідності" по городам и весям прокатилась уже не одна волна общественных протестов против полулегальных застройщиков и откровенных рейдеров, политических
махинаторов, коррупционеров. А вот как закрепить и в систему превратить инструмент консультаций с громадой? Экспертная кагорта, сплошь состоящая из персонажей, которые и в 2011-м и в 1999-м соучаствовали в выработке государственной политики по вопросам "соприкосновения" власти и общества, снова за столами. Пытаются вырабатывать эффективные отношения через принятие нового закона про публичные консультации.
Эксперты предметно рассказали о европейском и общемировом опыте, хотя если честно, то лишь в Старом свете эти процедуры максимально забюрократизированы, а значит от них невозможно отмахнуться политикам. Разбор наработанных норм законопроекта выявил не только ревность одесской инициативной рабочей группы по выработке предложений, но и определенные "пробелы".
Предлагается популярный, но очень не удачный способ консультаций с общественностью: через Интернет. 60% сегодняшних актов исполнительной власти прошли процедуру "советования с электронным народом"... И толку? В том же и-нете чаще всего об этом никто не знает. Поспрашивайте! А в областях пока пирамида стоит на фундаменте, наоборот, большинство консультаций проходят со сбором людей, а вот каких, другой разговор. В каждом исполкоме, при администрациях есть "гром.ради" или постоянные общественники, которых регулярно приглашают легитимизировать те или иные решения.
400-450 консультаций в месяц происходят в центральных органах по словам представителя секретариата Кабмина на круглом столе - Н.Окши. 

Нужно на этапе идеи законопроекта или подзаконного акта обсуждать с обществом а не тогда, когда принципиальное решение принято. На этом этапе есть реальная, а не фигуральная возможность "вплинути" собственно на принятие решение. Но очень мешают конфликты интересов, которые есть практически у каждого отечественного политика, да и чиновники не все "равнодушны" к тем или иным бизнесам, а то и странам...
Короче, пока в проекте нет четкого императивного обязательства - проводить консультации, выносить этот законопроект для рассмотрение - абсурд. Так по крайней мере сформулировало общественное мнение участники круглого стола в Киеве под занавес.
Из "сопутствующих бед" которые мешают внедрить вполне цивилизованное форму вовлечения народонаселения в выработку общественных решений, это общий профессионализм тех, кто берется экспертировать тему. В регионах Украины живут и практикуют очень много ярких и толковых специалистов в разных областях жизни, но в национальном телеэфире их нет, а значит, некому они в центральных органах власти даже не известны. Их не привлекают к мозговым штурмам и попыткам проведения общественные слушания, потому что чиновник, который "организовывает" процедуру его(ее) фамилию не встречал в СМИ. Кто виноват? Опять говорят отечественные масс-медиа недорабатывают. Правда, перемены произошли из-за большого притока в соцсети неравнодушных граждан Украины. Но фэйсбучные специалисты, на поверку очень часто оказываются банальными компиляторами: где-то что-то прочитали, скопировали и выставили у себя в блоге или на "стене" профиля. Не то - пальто.
Вот поэтому, было очень разумное замечание бывалого эксперта И.Когута о важности персоны, обозначенной органом власти или самоуправления "коммуникатором". Эта должность "прописанная" в будущем законе должна не только хорошо разбираться в общественном устройстве, но и знать работу журналиста и навыки высочайшей активности коммуникации. А где взять таких специалистов?
До сих пор я встречал похожих по описанию людей в Украине только среди выпускников Колледжа прессы и ТВ, которые готовятся по новейшей педтехнологии: дидактического информационного пространства. На всю страну их точно пока не хватает. Они умеют на практике популярно и предметно информировать и "связывать" коммуникаций общественников, орган власти и публику. Те же территории, где об общественных инициативах рассказывают выпускники этого вуза, а это и Баштанка и Очаков, заметны серьезные отличия в отношениях между властью и неравнодушными гражданами.
Конечно иллюзиями, что все после работы или вместо учебы будут заниматься совершенствованием жизни, уже никто не болеет. Но хотя, если вспомнить, сколько продолжались зимой 2014-го мирные протесты в Киеве, или уборка снега на улицах Николаева горожанами в январе 2015-го, становится очевидно, что времена меняются. Волонтерское движение по подъему национальных вооруженных сил - самый наглядный пример качественных перемен в общественном сознании.
Главное, не поддаться на желание упрощения. На круглом столе прозвучала от кого-то теза, мол не стоит брать совершенный и для нас неподъемный опыт общественных консультаций из Европы - нам бы просто начать их регулярно проводить по всем поводам.
Консультации ведь нужны обществу! Именно потому, что пора понять всем, что тех, кого мы нанимаем политиком или бюрократом очень часто не знают как делать лучше! Вот и получается, что делают плохо, а потом - шустро перебегают в оппозицию. И так много раз. Шикарный пример у меня виден из окна. На старейшей судоверфи Николаева более 25-ти лет на приколе стоит недостроенный ракетный крейсер. Не хватает политической воли и местным и национальным политикам и чиновникам что-либо предпринять с этим кораблем. Покойный мэр Чайка хоть осторожно говорил что неплохо бы этот корабль сделать музеем. Умер городской голова и государство продолжает тратить по несколько десятков миллионов в год на "оберегание" никому не нужного боевого корабля. А коли утонет в заводской акватории? Что тогда?
Консенсуса нет и по более "плевым" поводам, а его выработка вопрос не одного дня и культурной традиции. Закон должен определять нормы проведения общественных консультаций и очень четко санкции за НЕ проведение. Тогда, глядишь в наших городах не будут появляться вместо детских площадок коттеджи, а в полях - сорняки!


В.Головченко.


1 коментар:

  1. Александр Александрович4 жовтня 2015 р. о 21:19

    Таки да. Плохо, что в украинском государстве глас общественности никто не слушает. Как показывает практика, он является формальностью для властей, чтобы прикрыть свои делишки. Хоть бы уже в отношении ракетного крейсера "Украина" кто-то докричался до Президента Украины, как гаранта нашей Конституции, чтобы его ввести в строй в состав ВМС Украины. Война с Россией показала, что Путин признаёт только язык силы - военной, экономической, дипломатической и т.д., но СИЛЫ. Вот и пусть бы этот крейсер прикрывал морские границы Украины от ЧФ России.

    ВідповістиВидалити