пятница, 11 июля 2014 г.

Рычаг общественности

В свой выходной группа николаевских общественников с "вкраплениями" предпринимателей собрались на учебу. Адвокаси и лоббирование - инструменты общественной активности, были в фокусе семинара, который проводил "Інститут професійного лобіювання та адвокасі".

В разогретом обществе, как никогда сильны настроения свести счеты, "отнять и поделить". Еще бы. Обиженных и попросту незамеченных прежним политическим режимом хватает. А вот чтобы через время не образовались новые отряды хунвейбинов, в украинском обществе пора организовывать зрелый процесс диалога. Можно и нужно артикулировать свои требования и запросы гражданам и власти. Добиваться контроля над выполнением обязательств, а главное - "продавливать" развивающие идеи, а не только "бузить" по команде политических вождей.

Зрелость общества измеряется в том числе способностью "ставить в повестку дня" действительно важные вопросы. Активность единиц может стать интересом занятия тысяч, а то и миллионов, если правильно организовать продвижение идеи.


Лоббизм - практика возникшая в недрах отношений бизнеса и законодательной власти. США - страна, наиболее полно регламентирующая эту деятельность. Есть чему учиться, а возможно и совершенствовать. Например, почему бы не лоббировать громаде населенного пункта общественно важный вопрос перед законодательным собранием - ВР?

А то ведь как происходит?!

Депутаты концентрированный наказ могут получить от бизнеса, в крайнем случае - отрасли, а от территории проживания - голоса. А что в обмен?

Неужели у громады, например Николаева нет интереса, который могли бы лоббировать аж 2 народных депутата, избранных здесь по мажоритарным округам?

Скорее всего, закавыка в том, что организоваться и настоятельно попросить наших избранников позаниматься николаевским интересом, просто некому. Общественники увлечены "малыми" делами: снять кого с должности, защитить собак или хорошего человека, наркоманов припугнуть, траву выкосить, а так чтобы поработать на законодательном поле - пока слабо.

Как поняли участники семинара из презентации Дениса Базилевича, который стажировался в Конгрессе США, и там не все гладко в этом вопросе. Но есть чему учиться!

Ответственные граждане города или села должны волноваться судьбой и практикой всех доходообразующих субъектов хозяйствования. Если не будет предпринимателей, или крупных бизнесов - налогоплательщиков, не будет денег на развитие. А без доходов местного бюджета - о какой децентрализации можно говорить? Не будет в местной казне постоянных источников пополнения, так и будут дальше "чахнуть" города и села.

Так что лоббизм сегодня самый что ни на есть экономический вопрос. Равно как и адвокаси, второй принцип работы общественного сектора с которым познакомились николаевские активисты.

Действия местных властей, законодательных собраний их исполнительных органов должны повседневно находиться в поле зрения зрения общественных контролеров. Не только пресса может "открывать" местную власть, задача не прибыльного сектора контролировать справедливость распределения средств депутатами и эффективность расходования их структурами исполнительной власти, коммунальными предприятиями.

Адвокаси - продвижение идей в том числе по совершенствованию жизни громады, очень полезная деятельность. Заниматься ею точно не будут служащие, редкие депутаты местных советов способны на такую работу. Вот и предстоит общественному сектору, как и зимой 2014-го на майдане в Киеве взять на себя всю тяжесть и ответственность за изменение жизни.

Работать не за деньги, а за идею, не от противного, а для совершенствования жизни. Давно вы, уважаемый читатель так работали на благо общества? Сегодня - это тренд. Не то что мода, а очевидная потребность общества. Граждане, тогда становятся гражданами, когда усеют и действуют во благо комьюнити(громади) в которой живут. Учиться этому, нам все равно придется, лучше начинать раньше. Общественная польза адвокаси, как выяснили мы на семинаре и в экономии общественных ресурсов и рачительном использовании городской территории. Чтобы парки и набережные служили для отдыха людей, а не для бетонирования и укладки плитки предприятиями "победителями" тендеров на "распил" бюджетных средств. Давно пора осознать, что бюджетные деньги - общественные, мы их формируем, значит и контролировать расходование должны в первую очередь общественники, а не посредники в лице прокуратуры и КРУ. Только важно, чтобы не возникало псевдо активистов, делать это нужно максимально гласно, публично "под прицелом" прямого эфира, а не келейно, в режиме "договорняка". Самоорганизация, а значит и контроль за деятельностью общественников - ждут еще своих университетов. Печально, но этому не научиться в отечественных вузах, поэтому похвалена инициатива общественной организации "Інститут професійного лобіювання та адвокасі", которую поддержало Посольство США в Украине, в результате - в крупных городах состоится цикл семинаров, аналогичных николаевскому. Вдвойне приятно, что Николаев был первым городом проведения подобной учебы. Удивительно, но в свой выходной учиться собрались как раз не "штатные" николаевские общественники, без которых не обходится ни одно собрание, но и молодая шибкая поросль гражданского общества города. Вот только быстро ли возьмет на вооружение она международный опыт адвокаси и лоббировать, увидим скоро.

"Просидевшим" все глаза в интернете пора вставать и в реале включаться дела громады. Погуглите и найдите своих единомышленников, чтобы примкнуть к группе активистов по решению конкретной общественной проблемы. А если окажется, что "вашу" тему еще никто не взял "в работу" - вам и карты в руки. Ну а свои навыки сетевых социальных медиа можно с успехом приложить в адвокативной работе общественников. Об этом с хорошими примерами на семинаре рассказал журналист и эксперт по связям с общественностью Виталий Жугай.

От самих украинцев зависит смогут ли они проверенный инструмент общественной жизни превратить в действующий, или снова победит имитационная практика.

В.Головченко.


Комментариев нет: