среда, 16 сентября 2015 г.

Недокоммуницированная реформа

В Николаеве сегодня прошел организованный общественниками круглый стол "Дієва самоорганізація та участь селян у формуванні спроможних громад на Миколаївщині". Хорошо, что  участники хоть увидели  руководителя областного офиса реформ. На этом собрании других госслужащих из областных структур не было замечено, как и депутатов. За то были сельские головы, которым не все равно останутся ли их села с сельсоветами. А еще представители "шибкой" поросли органов самоорганизации населения (ОСН), которые предъявили свои первые достижения.
Был хороший разговор: что реально мешает при формировании новых "спроможних" громад?

Местами складывалось впечатление, что те, кто в Николаеве внедрял реформу децентрализации не нашли слов или аргументов, чтобы разъяснить населению суть термина "спроможна громада". Отсылки к консерватизму селян, которые время от времени звучали, скорее говорили о серьезных опасениях сельской номенклатуры потерять былое влияние на массы. Скорейшее желание "прирезать" или "отрубить" тот или иной населенный пункт представителями местного самоуправления, есть ни что иное, как извечная борьба за ресурсы. Не хорошего учителя или фельдшера желаем заполучить, а ставок или лесок с песком.
Планы перспективного развития громад, которые для внедрения закона "наштамповали" все кандидаты в территориальные образования, очень похожи на рефераты из интернета студентов младших курсов. Жить по ним скорее всего будет не очень комфортно. Если кто-то будет...
При этом, декларирование целесообразности реформы децентрализации  в тяготении к изменению качества жизни. А как его добиться, если основой экономики той или иной на бумаге "спроможной" громады сегодня видится в аграрном производстве? И только!
Говорят, есть пару лет для возможных "маневров", чтобы передоговориться и объединиться в громады на новых условиях. Но этому мало верят. Адепты реформ говорят, что очень важно транспортное плечо в 40 км для громады, чтобы можно было приехать скорой и пожарной машинам. Но в условиях нынешнего степного бездорожья не эти факторы способствуют развитию территории. 
Без притока денег в виде инвестиций в каждой отдельной громаде не начнутся серьезные перемены. А кто будет это делать в случае, когда из вчерашнего района "получилось" 3-4 субъекта хозяйствования. Что будет с арендными договорами на земельные паи в ходе децентрализации? Не изменятся ли их условия? Велики риски, что последние экономически активные субъекты потеряют местами возможность вести бизнес. А где взять новых? Как "запустить" конкурентную борьбу в рамках сельских громад?
Вопросов миллион. 
А тут еще не понятно какие последствия будут собственно после объединения сельрад? Останется ли работа для сельголов или они автоматически превратятся в старост?
На сегодняшнем круглом столе по вопросам и отчаянным репликам живых людей стало понятно что эту реформу не внятно объяснили даже заинтересованным жителям сельской местности. Совершенно точно, то что должно получиться в ее ходе не ведомо и на уровне района-области. Констатации что все реформы до этой были "плохие", а данная станет - подарком судьбы, блеф. Классика жанра внедрения перемен говорит что все исполнители и соучаствующие должны очень хорошо осознавать что происходит и видеть конкретную цель.
Пока же несколько общественных инициатив на западные деньги пытаются модерировать тему. А вот дискурса реформы как мне кажется, понимают не многие. Налицо недокоммуникации участвующих, что может обернуться "сворачиванием" реформ и стагнацией экономики. На фоне ускоренного бегства молодежи из сельской местности, перспективы выглядят очень туманно.
С.Лиманов.


Комментариев нет: