воскресенье, 10 октября 2010 г.

Как питерские выдавили со стапеля николаевский проект

В свете нарастающих пустых(пока) разговоров о кооперации судостроения Украины и РФ, полезно будет взглянуть на историю конца 70-х годов прошлого века. В недрах Николаевского проектного института Черноморсудпроект появился модерновый контейнеровоз с горизонтальной грузообработкой типа "Капитан Смирнов" (проект 1609). Головное судно серии строили на стапеле 0 Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ), так как корабли такого тоннажа и габаритов практически негде было строить в СССР. В недрах генштаба ВМФ родился заказ на быстроходный противолодочный вертолетоносец 10200(шифр "Халзан"). Корабль по тактико-техническим характеристикам очень схож с новомодными универсальными десантными судами, типа французского Мистраль, о которых заговорили год-два. На календаре кстати был 1977 год когда в Николаеве выполнили такой
проект в эскизах (главный конструктор Ю.Т. Каменецкий). В нем были рассмотрены несколько вариантов: 2 из них предусматривали создание кораблей, обеспечивающих базирование 28-30 вертолетов и оснащенных перспективными или существующими комплексами вооружения, а два других являлись мобилизационными вариантами переоборудования уже построенных судов, с возможностью базирования до 12 вертолетов. Полное водоизмещение корабля во всех проектах составляло 30000 тонн.В результате, был утвержден вариант проекта с 30 вертолетами типа Ка-27, кроме того, в целях повышения боевой устойчивости было рекомендовано предусмотреть в проекте резервы на обеспечение базирования перспективных истребителей вертикального взлета и посадки Як-41. Фактически проект легкого авианосца с десантными возможностями был создан в СССР впервые.
Корабль имел авианосную архитектуру: свободную полетную палубу, со сдвинутой к правому борту надстройкой,в которой также находился верхний ангар вмещавший 6 вертолетов.В подпалубном ангаре, обслуживаемом двумя подъемниками, размещалось 22 вертолета.
Поскольку в 1980-е годы планировалось активное строительство авианесущих крейсеров проекта 1143, единственный стапель на котором мог быть построен "Халзан" был занят, было принято решение строить "Халзан" только при наличие второго свободного стапеля на ЧСЗ. Таким образом проект 10200 "Халзан" был закрыт, а предпочтение было отдано строительству авианесущих крейсеров проекта 1143 (Новороссийск, Баку, Ад.Кузнецов) по проекту Ленинградского КБ Невское. И это при том, что николаевский корабль на базе гражданского прототипа был дешевле в производстве. Кроме того - летательные аппараты были в наличии и с большим налетом и не нужно было ждать новых типов самолетов. Особой гордостью проекта Халзан были газовые турбины в качестве главных силовых установок корабля, опять таки спроектированные и созданные в Николаеве на НПК Заря-Машпроект. Кто-то "замял" проект в том числе по причине усиления роли этого южноукраинского города в судостроительной отрасли. Все отечественные авианосцы собирались на верфи ЧСЗ в Николаеве из комплектующих, произведенных по всему СССР. А тут - проект, сборка и двигатели рожденные в одном городе! Лоббиста Николаевского решения не оказалось, может быть потому, что умер легендарный директор А.Ганькевич, который и организовал в Николаеве производство первых советских вертолетоносцев и авианосцев. Кооперация в стиле российских товарищей имеет явно азиатский привкус. Пикантность в том, как завершилась эта история. Все 4 корабля авианосца РФ продала якобы на позрезку в Китай, Корею, где их превратили в музеи или прототипы. Ну а быстроходные контейнеровозы серии "капитанов" ЧМП после своего развала - сбыла в США, где они с успехом служат после легкой модернизации в US NAVY и обеспечивают переброску войск через океан в зону Персидского залива!


Комментариев нет: